3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
Пожары на транспорте в разных странах составляют от 3 до 22% от общего числа. В США, Англии, Франции, России и других странах они занимают 2-е место после пожаров в жилом секторе.
С 1995 по 2001 гг. количество пожаров на АТС в России увеличилось на 135%, погибших - на 118%. Ежегодно происходит до 100 пожаров автоцистерн. По своим последствиям пожары и взрывы автоцистерн с нефтепродуктами относятся к катастрофическим.
Время полного сгорания автомобиля зависит от места возникновения пожара и источника зажигания, скорости горения горючей нагрузки. Источники зажигания по энергетическому признаку делятся на источники зажигания с малой тепловой энергией, достаточной для воспламенения топлива; источники зажигания, способные воспламенять горючие конструкционные, отделочные и теплоизоляционные материалы автомобиля.
В конструкциях автомобиля используется широкий набор пожароопасных веществ и материалов. Это резинотехнические изделия, ткани, древесина, изоляция электрооборудования, лакокрасочные покрытия, стекла, пластмасса, сплавы алюминия и магния и другие материалы.
Общая масса пластмасс и резинотехнических изделий, включая шины, составляет до 10% от общей массы автомобиля, а их число на автомобиле достигает соответственно по 500…600 штук.
Пластмассами и пластиками называют материалы, представляющие собой композицию полимера или олигомера с различными ингредиентами, находящуюся при формировании изделий в вязкотекучем или высокоэластичном состоянии, а при эксплуатации - в стеклообразном или кристаллическом состоянии.
Материалы и элементы конструкций автомобиля кроме требуемой прочности и долговечности должны иметь определенные показатели горючести и токсичности, коэффициент дымообразования, индекс распространения пламени, скорость выгорания и пределы огнестойкости, а при пожарах выделять минимальное количество теплоты.
По горючести вещества и материалы подразделяются на 2 группы:
- негорючие (не способные к горению);
- горючие (способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления).
Одним из направлений снижения пожарной опасности автомобиля является регламентация пожарной нагрузки - постоянной и временной, открытой и закрытой для источников зажигания. Постоянная определяется общей массой горючих материалов и веществ, временная - наличием горючих грузов, в том числе нефтепродуктов, топлива в системе питания. На легковых и грузовых автомобилях она составляет 12...20 % от их общей массы. На отдельных типах автомобилей наблюдается устойчивая тенденция повышения удельной массы пластмасс. Нефтепродукты и опасные горючие вещества, перевозимые АТС, называют временной пожарной нагрузкой.
Пожарная нагрузка определяет основные параметры пожара АТС: время развития и горения; динамику опасных факторов пожара в отсеках; пожарную опасность для рядом расположенных людей и объектов.
Для оценки пожарной нагрузки автомобилей одного класса используют следующие показатели:
удельная пожарная нагрузка, представляющая собой отношение общей пожарной нагрузки к тепловоспринимающей поверхности кабины или салона, отсека, кг/м2;
удельное теплопоглощение, отношение количества теплоты, выделяющееся при полном сгорании пожарной нагрузки, к тепловоспринимающей поверхности, кДж/м2;
предельно допустимая пожарная нагрузка отсека, регламентирующая вероятность перехода из отсека в отсек, разрушение остекления кабины или салона, кг/м2;
предельно допустимая пожарная нагрузка автомобиля, определяющая вероятность загорания рядом стоящего автомобиля, кг/м2.
Пожарная нагрузка характеризует запас потенциальной энергии пожара, т.е. количество теплоты, выделяющейся при ее полном выгорании. По массовой скорости выгорания пожарной нагрузки определяется длительность пожара и интенсивность тепловыделения.
Пожарная нагрузка автоцистерн для перевозки нефтепродуктов достигает 0,6% от общей массы, для грузовых АТС пожарная нагрузка составляет 0,1…0,15% от общей их массы.
В действительности полное выгорание салона легкового автомобиля от высококалорийного источника зажигания, например, от разлитого бензина, происходит за 300 с при удельной скорости выгорания пожарной нагрузки салона 0,023 кг/м2с. Одним из условий моделирования пожарной опасности автомобиля является оценка теплоустойчивости и пожарной опасности при «штатной» пожарной нагрузке отсека, узла или системы с огнетушителями.
Оценивается вероятность пожара в расчете на 1000 автомобилей и 1000 км дорог разного класса по маркам автомобилей и году выпуска, например, в Англии на автомобили сроком 10 лет приходится около 70% пожаров.
Причины пожаров автомобилей классифицируются различным образом. В табл.3.1 приведены причины пожара грузового автомобиля, включая ДТП.
К общим причинам пожаров автомобиля относятся:
конструктивное исполнение системы, не отвечающее требованиям безопасности, в связи с чем массовые замены элементов систем или иные работы на заводах-изготовителях;
естественный износ деталей системы, отвечающей требованиям безопасности, в связи с этим порядка 70 % пожаров приходится на автомобили десятилетней давности;
использование материалов, не отвечающих требованиям безопасности (ГОСТ, ТУ);
использование дефектных материалов, приобретаемых частным образом; ·хранение материалов, пропитанных горючесмазочными веществами, в неустановленном месте;
проведение технического обслуживания и ремонта с нарушением правил пожарной безопасности (ППБ 01-03);
газосварочные работы в неустановленном месте, с емкостями для нефтепродуктов и т. п.
Таблица 3.1.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения