logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей

Пожары на транспорте в разных странах составляют от 3 до 22% от об­щего числа. В США, Англии, Франции, России и других странах они зани­мают 2-е место после пожаров в жилом секторе.

С 1995 по 2001 гг. количество пожаров на АТС в России увеличилось на 135%, погибших - на 118%. Ежегодно происходит до 100 пожаров автоцис­терн. По своим последствиям пожары и взрывы автоцистерн с нефтепродук­тами относятся к катастрофическим.

Время полного сгорания автомобиля зависит от места возникновения пожара и источника зажигания, скорости горения горючей нагрузки. Источники зажигания по энергетическому признаку делятся на источники зажигания с малой тепловой энергией, достаточной для воспламенения топлива; источни­ки зажигания, способные воспламенять горючие конструкционные, отделочные и теплоизоляционные материалы автомобиля.

В конструкциях автомобиля используется широкий набор пожароопасных веществ и материалов. Это резинотехнические изделия, ткани, древесина, изоляция электрооборудования, лакокрасочные покрытия, стекла, пластмасса, сплавы алюминия и магния и другие материалы.

Общая масса пластмасс и резинотехнических изделий, включая шины, составляет до 10% от общей массы автомобиля, а их число на автомобиле достигает соответственно по 500…600 штук.

Пластмассами и пластиками называют материалы, представляющие собой композицию полимера или олигомера с различными ингредиентами, находящуюся при формировании изделий в вязкотекучем или высокоэластичном состоянии, а при эксплуатации - в стеклообразном или кристаллическом состоянии.

Материалы и элементы конструкций автомобиля кроме требуемой прочности и долговечности должны иметь определенные показатели горючести и токсичности, коэффициент дымообразования, индекс распространения пламени, скорость выгорания и пределы огнестойкости, а при пожарах выделять минимальное количество теплоты.

По горючести вещества и материалы подразделяются на 2 группы:

- негорючие (не способные к горению);

- горючие (способные самовозгораться, а также возгораться от источника за­жигания и самостоятельно гореть после его удаления).

Одним из направлений снижения пожарной опасности автомобиля является регламентация пожарной нагрузки - постоянной и временной, открытой и закрытой для источников зажигания. Постоянная определяется общей массой горючих материалов и веществ, временная - наличием горючих грузов, в том числе нефтепродуктов, топлива в системе питания. На легковых и грузовых автомобилях она составляет 12...20 % от их общей массы. На отдельных ти­пах автомобилей наблюдается устойчивая тенденция повышения удельной массы пластмасс. Нефтепродукты и опасные горючие вещества, перевозимые АТС, называют временной пожарной нагрузкой.

Пожарная нагрузка определяет основные параметры пожара АТС: время раз­вития и горения; динамику опасных факторов пожара в отсеках; пожарную опасность для рядом расположенных людей и объектов.

Для оценки пожарной нагрузки автомобилей одного класса используют сле­дующие показатели:

удельная пожарная нагрузка, представляющая собой отношение общей пожарной нагрузки к тепловоспринимающей поверхности кабины или сало­на, отсека, кг/м2;

удельное теплопоглощение, отношение количества теплоты, выделяющееся при полном сгорании пожарной нагрузки, к тепловоспринимающей поверхности, кДж/м2;

предельно допустимая пожарная нагрузка отсека, регламентирующая вероятность перехода из отсека в отсек, разрушение остекления кабины или салона, кг/м2;

предельно допустимая пожарная нагрузка автомобиля, определяющая вероятность загорания рядом стоящего автомобиля, кг/м2.

Пожарная нагрузка характеризует запас потенциальной энергии пожара, т.е. количество теплоты, выделяющейся при ее полном выгорании. По массовой скорости выгорания пожарной нагрузки определяется длительность пожара и интенсивность тепловыделения.

Пожарная нагрузка автоцистерн для перевозки нефтепродуктов достигает 0,6% от общей массы, для грузовых АТС пожарная нагрузка составляет 0,1…0,15% от общей их массы.

В действительности полное выгорание салона легкового автомобиля от высо­кокалорийного источника зажигания, например, от разлитого бензина, происходит за 300 с при удельной скорости выгорания пожарной нагрузки салона 0,023 кг/м2с. Одним из условий моделирования пожарной опасности автомобиля является оценка теплоустойчивости и пожарной опасности при «штатной» пожарной нагрузке отсека, узла или системы с огнетушителями.

Оценивается вероятность пожара в расчете на 1000 автомобилей и 1000 км дорог разного класса по маркам автомобилей и году выпуска, например, в Англии на автомобили сроком 10 лет приходится около 70% пожаров.

Причины пожаров автомобилей классифицируются различным образом. В табл.3.1 приведены причины пожара грузового автомобиля, включая ДТП.

К общим причинам пожаров автомобиля относятся:

конструктивное исполнение системы, не отвечающее требованиям безопасности, в связи с чем массовые замены элементов систем или иные работы на заводах-изготовителях;

естественный износ деталей системы, отвечающей требованиям безопасности, в связи с этим порядка 70 % пожаров приходится на автомобили десятилетней давности;

использование материалов, не отвечающих требованиям безопасности (ГОСТ, ТУ);

использование дефектных материалов, приобретаемых частным образом; ·хранение материалов, пропитанных горючесмазочными веществами, в неустановленном месте;

проведение технического обслуживания и ремонта с нарушением правил пожарной безопасности (ППБ 01-03);

газосварочные работы в неустановленном месте, с емкостями для нефтепродуктов и т. п.

Таблица 3.1.