logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях

Взлет и посадка ВС происходят круглосуточно в течение всего года, и поэтому авиационные происшествия, сопровождающиеся пожаром, могут случиться практически в любое время суток и года. Поскольку пожары на ВС развиваются с высокими скоростями, то любая задержка пожарно-спасательных подразделений в пути следования к месту авиационного происшествия или в проведении боевого развертывания может оказаться губительной для пассажи­ров и членов экипажа аварийного ВС.

В повседневной подготовке личного состава пожарно-спасатель­ных подразделений авиапредприятий необходимо знать и учитывать то, что на время следования и боевого развертывания большое влия­ние могут оказать внешние условия, такие, как отрицательные тем­пературы наружного воздуха, ограниченная видимость, сильный ветер и т. п. Влияние всех этих факторов можно снизить или вообще исключить, если своевременно принять соответствующие меры.

Тушение при отрицательных температурах наружного воздуха. Авиационное происшествие может произойти в зимнее время, когда температура наружного воздуха может иметь отрицательные значе­ния. Аварийное ВС может совершить посадку не только непосред­ственно на взлетно-посадочную полосу, но и рядом с ней, то есть там, где нет проезжих дорог, и потому личному составу пожарно-спасательных подразделений придется работать в весьма сложных условиях. Наличие снежного покрова ограничивает передвижение пожарно-спасательной техники или значительно снижает ее скорость и маневренность, затрудняет подступы к месту авиационного проис­шествия и водоисточникам, если в них возникает необходимость. Воз­действие на личный состав и пожарную технику пониженной темпе­ратуры сказывается в снижении эффективности аварийно-спаса­тельных работ. Отмечено, что при отрицательных температурах наблюдается увеличение времени тушения более чем на 100 с. Это связано со снижением работоспособности личного состава и трудно­стями боевого развертывания.

Трудности возникают и при организации вынужденной эвакуации пассажиров и членов экипажа аварийного ВС на месте авиационного происшествия. Низкие температуры наружного воздуха вызывают перебои в работе пожарной техники, препятствуют нормальному водоснабжению места авиационного происшествия, сковывают действия личного состава пожарно-спасательных подразделений, а иногда выводят его из строя. В зимних условиях возмож­ны: заносы снегом дорог и проездов; замерзание водоисточников; замерзание пожарных насосов, пожарных колонок, рукавных линий и разветвлений; обледенение пожарных лестниц, кабин автомобилей при работе лафетных стацио­нарных стволов, обшивки фюзеляжа аварийного ВС в процессе ее охлаждения; обледенение спецодежды личного состава; обмороже­ние людей. Обязательно предусматриваются замена личного состава при дли­тельной работе, а также в случае необходимости оказание ему ме­дицинской помощи. При значительном понижении температуры (ниже -30 °С) личный состав должен смазывать вазелином или специальными мазями лицо, руки и ноги, насухо втирая мазь в кожу.

При использовании ручных стволов необходимо применять проре­зиненные или латексные напорные рукава больших диаметров. При возможности параллельно работающей линии укладывают резервную того же диаметра. Действующие рукавные линии, особен­но в местах соединения рукавов, целесообразно утеплять снегом. При температурах -30 °С и ниже на внутренних поверхностях рукавов образуется слой льда, что вначале уменьшает диаметр рука­ва, а затем и полностью перекрывает его (закупоривает). При подаче воды (водного раствора пенообразователя) в напорные рукава за ними должно вестись постоянное наблюдение. Возникающие свищи немедленно устраняют во избежание обледенения рукавной линии. Стволы и разветвления в этих условиях не перекрываются. При необ­ходимости замены рукавной линии подача воды не прекращается. При этом можно несколько снизить давление в рукавной линии.

В случае временного прекращения тушения возможно перемерзание насосов пожарной техники. Для предотвращения этого следует отсоединить рукавную напорную линию, закрыть выходные напорные патрубки насоса и, не выключая насоса, заставить его работать на себя. При этом механическая энергия рабочего колеса будет пере­даваться воде, находящейся в полости насоса, в результате чего вода не замерзнет.

Руководитель тушения пожара, начальники боевых участков в случае затяжного пожара должны обеспечить подмену личного состава пожарно-спасательных подразделений на боевых участках. В этом случае организуются пункты, где личный состав может обогреться и получить медицинскую помощь, если в этом возникает необходимость. При передвижении по обледенелым кон­струкциям личный состав должен пользоваться для закрепления (страховки) спасательными веревками, передвигаться по лестницам и трапам с осторожностью, а при работе со стволами с лестниц тща­тельно закреплять рукавные линии и закрепляться сам. При тушении пожара РТП- и начальники боевых участков должны обес­печивать бесперебойную работу боевой техники, ее резерв и безопас­ность личного состава.

Тушение при сильном ветре. На аэродромах гражданской авиа­ции практически постоянно присутствует ветер, дующий с той или иной скоростью. При скоростях ветра более 4 м/с скорость горения увеличивается, при этом пламя может непосредственно воздействовать на обшивку планера ВС. При сильном ветре, имеющем скорость 20 м/с и более, резко усложняется работа личного состава и проис­ходят задержки во времени тушения до 40 %. Последние происходят в результате распыления струй огнетушащих составов (воды, водного раствора пенообразователя, воздушно-механической пены низкой кратности, огнетушащего порошка). Оценивая обстановку пои сильном ветре, руководитель тушения пожара должен учитывать эти особенности и расстанавливать пожарную технику и лич­ный состав с наветренной стороны таким образом, чтобы обеспечить максимальный радиус струй огнетушащего состава с учетом решающего направления боевых действий .

При авиационном происшествии может сложиться такая ситуа­ция, когда ветер будет наклонять и прижимать пламя к планеру ВС и тушение по ветру не даст должного эффекта, так как пламя во время тушения будет оттесняться на фюзеляж, где в пассажир­ских салонах могут быть люди. В этом случае руководитель тушения пожара должен использовать компактные струи водного раствора пенообразователя на охлаждение крыла и фюзеляжа, а также струи воздушно-механической пены низкой кратности, подаваемых на горящее авиатопливо в районе фюзеляжа. Поскольку за счет действия ветра снижается эффективность тушения и увеличивается расход огнетушащих составов, то руководитель тушения пожара должен обеспечить необходимый запас огнетуша­щего состава и резерв пожарной техники путем привлечения сил и средств взаимодействующих организаций.

Тушение в ночное время. Пожары, происшедшие на ВС в ночное время, как правило, обнаруживаются значительно позднее, чем дневные, и поэтому бывают запущенными. Одно это уже значительно затрудняет их тушение. Кроме того, темнота отрицательно сказыва­ется на всех боевых действиях личного состава пожарно-спасательных подразделений. Это связано с тем, что снижаются скорости движения пожарной техники и боевого развертывания. При подъ­езде к месту авиационного происшествия водители аэродромных пожарных автомобилей и других транспортных средств, участвую­щих в проведении аварийно-спасательной операции, должны соблю­дать особую осторожность, так как люди, покинувшие и покидающие аварийное ВС, могут находиться вне освещенной пламенем зоны и попасть под движущееся автотранспортное средство.

В темноте осложняется поиск пострадавших, которые могут на­ходиться на значительном удалении от места авиационного проис­шествия. Для их обнаружения необходимо использовать различные осветительные приборы от индивидуальных и групповых пожарных фонарей до фар и прожекторов пожарных автомобилей.

В условиях ограниченной видимости особое внимание необходимо уделять вопросам безопасности. Руководитель тушения пожара и на­чальники боевых участков должны постоянно контролировать соблю­дение членами пожарно-спасательных расчетов требований техники безопасности как личной, так и в отношении спасаемых ими людей.

Необходимо проводить систематические тренировки личного состава пожарно-спасательных подразделений авиапредприятий в условиях, приближенных к работе в ночное время. Пожарно-спасательные подразделения должны быть оснащены индивидуальными и групповыми средствами освещения. Необходимо задействовать на месте авиационных происшествий специальные автомобили связи и освещения.