logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ

Боевое развертывание проводится в первую очередь от противопожарного водопровода тоннеля и передвижной пожарной техники.

При прокладке рукавные линий необходимо:

- магистральные линии в эскалаторном тоннеле прокладываться по балюстраде или ступеням эскалатора, а через 3-4 рукава закрепляться рукавными задержками к поручню, для чего последний снимается с направляющей;

- прокладывать рукавной линии со стороны вестибюля.

На станциях, эскалаторные тоннели которых оборудованы сухотрубом, он может использоваться в каче­стве основной магистральной линии.

Во всех случаях обязательна прокладка резервных магистральных линий.

Разветвление в магистральной линии устанавливается при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки; при длине эскалатора более 100 м дополнительно устанавливается разветвление в его средней части;

- при боевом развертывании в подземные сооружения глубокого заложения следует использовать рукава повышенной прочности, а также иметь резервные рукава, которые размещаются в зоне ниж­ней сходной площадки эскалатора;

- крепление магистральной линии при ее прокладке по стволу вентшахты осуществляется рукавными задержками (по одной на каждый рукав) к металлоконструкциям ствола;

- при боевом развертывании для тушения в подплатформенных помещениях магистральная линия прокладывается на всю длину станции с установкой разветвления в её конце: рабочая линия прокладывается в под платформенный коридор либо от разветвления в конце линии, либо от разветвления, установленного у нижней сходной площадки эскалатора (в зависимости от места очага пожара);

- при пожаре в пристанционных сооружениях магистральная линия прокладывается непосредственно к этим помещениям с установкой разветвления перед входом;

- при боевом развертывании для тушения подвижного состава на станции 2-3 разветвления уста­навливаются "елочкой" по длине магистральной линии вдоль поезда;

- при боевом развертывании в тоннелях рукавная линия прокладывается между банкеткой и ближайшим к ней ходовым рельсом. Целесообразно использовать соседний, менее задымленный тон­нель с последующим переходом в аварийный через сбойку;

- при тушении поезда в тоннеле разветвление устанавливается перед головным вагоном, число рукавов каждой рабочей линии должно быть равным числу вагонов поезда;

- магистральная линия в местах пересечения железнодорожных путей прокладывается под рель­сами в противоугонных приямках.

Основной особенностью подачи воды в подземные сооружения глубокого заложения является наличие дополнительного (до 6-8 кгс см2) давления, создаваемого за счет разницы высотных отметок. Для предотвращения повреждения рукавных линий необходимо понижать давление на автонасосе в соответствии с глубиной заложения станции и схемой подачи.

На практике для сниже­ния давления на уровне станции рекомендуется:

- давление на автонасосе поддерживать в пределах 0,1 - 0,2 МПа (1-2 кгс/см2);

- использовать разветвление, установленное у нижней сходной площадки эскалатора с подключен­ным к нему рукавом диаметром 51 мм;

- до подачи воды в магистральную линию открыть вентиль, на излив воды из разветвления;

- после вывода рабочих линий на позиции вентиль, работающий на излив, перекрывается до дости­жения оптимальных условий работы со стволами.

С наличием дополнительного напора связаны и особенности подачи в подземные сооружения раствора пенообразователя. Нормальная работа пеносмесителей, установленных на пожарных авто­мобилях, обеспечивается при давлении 0,5-0,6 Мпа (5-6 кгс/см2). При этом при подаче пены в под­земные сооружения на значительную глубину магистральные и рабочие рукавные линии будут рабо­тать в условиях повышенных давлений.

Для снижения давления на уровне станции при подаче раствора пенообразователя надо магистральную линию держать под давлением только на участке от насоса до зоны верхней сходной площадки эскалатора, а проходные вентили, расположенные ниже, должны быть от­крыты, раствор пенообразователя следует подавать в магистральную линию непосредственно при проведении пенной атаки, после вывода пенных стволов на позиции.

Одним из вариантов схемы подачи ГПС-600 в подземные сооружения является подача готового раствора пенообразователя от емкости автоцистерны в рукавную линию без установки ее на водоисточник.

Достоинством данного варианта является то, что при подаче пены в сооружения метрополитена глубокого заложения рабочее давление на насосе может поддерживаться в пределах, допустимых для рукавных линий.