5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
В зависимости от назначения судовые помещения в дополнение к водопожарной системе должны быть защищены одной из стационарных систем пожаротушения.
Для машинных помещений категории А и насосных помещений вместо углекислотной системы тушения допускается установка эквивалентной системы пожаротушения.
Расчет необходимого количества огнетушащего вещества должен производиться для каждого защищаемого помещения. Выбранное количество хранимого огнетушащего вещества может устанавливаться по наибольшей из полученных расчетных величин. Если два или несколько смежных помещений, представляющие различную пожарную опасность, не разделены между собой газо- или водонепроницаемыми переборками или палубами, либо если жидкое топливо может перетекать из одного помещения в другое и возможность такого перетекания конструктивно не устранена, то выбор огнетушащего вещества и соответственно системы пожаротушения производится примерно к тому помещению, которое представляет наибольшую пожарную опасность, а расчет потребного огнетушащего вещества и интенсивности его подачи производится по суммарной площади или по объему (соответственно) всех сообщающихся помещений.
Водо- и газонепроницаемые двери могут рассматриваться как закрытия в разделяющей смежные машинные помещения переборке только в том случае, если они являются самозакрывающимися или имеют дистанционный привод и у постов, из которых может быть выпущено огнетушащее вещество, имеется сигнализация о полном закрытии этих дверей. Если такая сигнализация отсутствует, расчет и подвод огнетушащего вещества производятся исходя из необходимости обеспечения средствами пожаротушения суммарного объема (площади) смежных помещений.
На многопалубных судах твиндек считается отделенным от другого твиндека или трюма газонепроницаемой палубой только в том случае, если просвет грузового и других люков и отверстий на этой палубе закрыт стальными водо- или газонепроницаемыми люковыми закрытиями и крышками, а места прохода набора через палубу имеют водонепроницаемые заделки. Если такие закрытия и заделки отсутствуют помещения считаются сообщающимися и расчет количества огнетушащего вещества должен производиться на суммарный объем помещений.
Если в помещении, защищаемом системой углекислотного или аэрозольного тушения, имеются воздухохранители, вместимость которых по свободному воздуху составляет более 30% объема этого помещения, количество огнетушащего вещества определяется из необходимости защиты расчетного объема защищаемого помещения и избытка свободного объема сжатого воздуха.
Помещения для установок жидкого топлива выгороженные внутри машинных отделений, либо могут иметь автономную систему пожаротушения, либо могут защищаться системой пожаротушения машинного отделения.
Независимо от стационарной системы для котельных помещений нефтеналивных судов, в которых в качестве топлива для котлов используются сырая нефть и остатки груза, должен быть предусмотрен 136-литровый пенный огнетушитель эквивалентная ему установка пенотушения, оборудованные стационарно установленными пеногенераторами, обеспечивающими подачу пены к фронту котлов и на поддон под форсунками, клапанами и соединениями. Этот огнетушитель (установка) должен управляться дистанционно извне котельного помещения.
Устройство систем должно обеспечивать равномерное поступление огнетушащего вещества во все пространство защищаемого помещения, включая выгороженные в нем участки (например, посты управления, мастерские и т.п. в машинных помещениях).
Применение пара в дополнение к требуемому огнетушащему веществу может быть допущено Регистром в каждом конкретном случае, причем паропроизводительность котла или котлов, обеспечивающих подачу пара, должна быть не менее 1,0 кг/ч на каждые 0,75 м3 валового объема наибольшего из защищаемых паром помещений.
Если в качестве огнетушащего вещества на судне вырабатывается и применяется иное вещество чем углекислый газ, оно должно быть газообразным продуктом сгорания топлива, в котором содержание кислорода, окиси углерода, коррозионных элементов и каких-либо твердых горючих частиц должно быть сведено к допустимому минимуму.
Если такой газ применяется в качестве огнетушащего вещества в стационарной системе пожаротушения для защиты машинных помещений, система должна обеспечивать защиту, равноценную той, которая обеспечивается стационарной системой, использующей в качестве огнетушащего вещества углекислый газ.
Жидкие грузы с температурой вспышки выше 60 °С, иные чем нефтепродукты или жидкие грузы, подпадающие под требования Кодекса ИМО по конструкции и оборудованию судов, перевозящих опасные химические грузы наливом, считаются представляющими низкую пожароопасность и не требующими защиты стационарной системой пенотушения.
Для грузовых судов, трюма которых оборудованы проницаемыми при воздействии моря люковыми закрытиями производительность стационарной системы пожаротушения должна быть увеличена на 10 % по сравнению с судами, имеющими брызгозащищенные люковые закрытия, при условии, что зазоры между деталями люковых закрытий не превышают 50 мм. В противном случае должна быть предусмотрена стационарная система водораспыления.
Механическое оборудование пеносмесители, резервуары, баллоны или сосуды с огнетушащим веществом или сжатым воздухом, генераторы инертного газа или пены высокой кратности, холодильные установки и т.п.), а также пусковые устройства всех систем пожаротушения, за исключением водопожарной системы, должны размещаться вне защищаемых помещений на станциях пожаротушения.
Если работа какой-либо системы пожаротушения, за исключением водопожарной системы, связана с действием пожарного водяного насоса или насосов, то такой насос «насосы» должны быть установлены за пределами рассматриваемого защищаемого помещения «помещений», при этом работа этого насоса «насосов» не должна зависеть от работы оборудования, расположенного в этом помещении.
Устройство станций пожаротушения должно отвечать следующим требованиям:
- все станции пожаротушения, за исключением станций пожаротушения для машинных помещений, должны размещаться на открытых палубах или непосредственно под ними и иметь независимый вход с открытой палубы. При этом размещение станций пожаротушения для машинных помещений без устройства непосредственного выхода на открытую палубу допустимо лишь в том случае, если предусмотрен дистанционный пуск огнетушащего вещества из рулевой рубки или из другого помещения, имеющего непосредственный выход на открытую палубу;
- средства управления стационарной системой пожаротушения должны быть легкодоступными и должны быть сосредоточены в возможно меньшем количестве мест, которые не будут отрезаны при пожаре в защищаемом помещении;
- станции пожаротушения должны быть ограничены стальными непроницаемыми переборками, палубами или выгородками;
- станции пожаротушения для грузовых помещений должны иметь телефонную или иную надежную связь с ЦПП и машинным помещением, если работа станции зависит от оборудования, установленного в машинном помещении;
- входные двери должны открываться наружу и быть постоянно закрыты на замки, один комплект ключей от которых должен храниться в закрытых ящиках с остекленными дверцами, расположенными вблизи замков;
- все клапаны и иные устройства станций должны иметь таблички, четко показывающие, для защиты какого помещения данный клапан или данное устройство предназначается. Кроме того, внутри станции на видном месте должна быть помещена схема системы пожаротушения с указанием пусковых устройств, защищаемых помещений, а также краткая инструкция по вводу системы в действие и ее обслуживанию.
На судах валовой вместимостью менее 150, на которых размещение станции пожаротушения вне защищаемого помещения затруднено, а также в отдельных случаях на судах валовой вместимостью менее 500, на которых объем отдельных защищаемых помещений не превышает 100 м, допускается установка сосудов с огнетушащим веществом внутри защищаемого помещения при условии обязательного снабжения таких станций надежным устройством для немедленного дистанционного пуска системы извне защищаемого помещения; при этом месторасположение приводов дистанционного пуска должно быть четко обозначено и освещено от общесудовой и аварийной сети.
Таблица 5.6.
№ п/п | Помещения | Стационарные системы пожаротушения | ||||||||
спринклерная | водораспыления | Водяных завес | Водяного орошения | пенотушения | углекислотная | Тушения инертными газами | Порошкового тушения | аэрозольная | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12 13 14
15 16
17 18
19
20
21 | Посты управления Посты управления Жилые Служебные Кладовые Грузовые Танки для нефтепродуктов Грузовые Машинные категории А, ангары и помещения, в которых располагается оборудование для заправки и обслуживания вертолетов Глушители двигателей внутреннего сгорания, утилизационные котлы, дымоходы паровых котлов и инсинераторов, регенераторы газотурбинной установки и каналы вытяжной вентиляции Машинные без постоянной вахты, в которой расположены гребные электрические двигатели либо паровые машины или паровые турбины мощностью не менее 375 кВт Насосные Производственные Пожароопасные зоны механизмов в машинных помещениях категории А Специальной категории Палуба грузовых отсеков газовозов, а также грузовой трубопровод и грузовые коллекторы Помещения сепараторов и т.п. Продувочные полости крейцкопфных двигателей внутреннего сгорания Район носового и кормового устройства для погрузки-выгрузки на нефтеналивных судах, вертолетные палубы Район стопоров якорных цепей и соединений грузовых шлангов на нефтеналивных судах, приспособленных для швартовки у выносных точечных причалов и имеющих носовое грузовое устройство Коридоры и трапы | +
+ +
+ |
+
+
+ +
+
+ +
+
+
+
|
+ |
+
+
|
+
+ + + +
+
+ +
+
+
|
+
+
+ +
+
+
+ +
+ +
|
+ + |
+
+
|
+
+
+
+
|
1установка спринклерной системы обязательна только на пассажирских судах и на грузовых при способеIICконструктивной противопожарной защиты. В постах управления – по согласованию с Регистром.
2для судов из стеклопластика должна применяться углекислотная система.
3малярные, кладовые воспламеняющихся жидкостей, сжиженных и сжатых газов могут не иметь стационарной системы пожаротушения, если площадь каждой кладовой не превышает 4 м2
4следует применять систему тушения пеной средней кратности около 100:1, кроме ангаров для вертолетов и закрытых гаражей, где следует применять системы тушения пеной кратности около 1000:1.
В кладовых с площадью палубы менее 4м2 содержащих воспламеняющиеся жидкости и не имеющих доступа в жилые помещения, вместо стационарной системы допускается переносной углекислотный огнетушитель, обеспечивающий минимальный объем свободного газа, равный 40% валового объема помещения. Входное отверстие в переборке кладовой должно быть устроено так, чтобы осуществлять подачу огнетушащего вещества без входа в защищаемое помещение. Огнетушитель должен устанавливаться вплотную к отверстию. В качестве альтернативы может быть использовано отверстие с присоединением к нему пожарного рукава для подачи воды из пожарной магистрали.
Система должна приводиться в действие без дополнительных переключений на станции, быстро и надежно работать в любых условиях эксплуатации судна, в том числе при отрицательных температурах и при пожаре.
Должна быть исключена возможность самопроизвольного пуска системы тушения в любых условиях эксплуатации судна, а также от действия качки, тряски и вибрации.
Независимо от наличия дистанционного пуска система должна допускать управление вручную непосредственно на станции пожаротушения, а насос – с места его установки.
Системы дистанционного пуска (с помощью воздуха, азота, углекислого газа и т.п.) должны иметь два пусковых баллона, каждый из которых должен обеспечивать однократный полный пуск системы пожаротушения.
Если в системе дистанционного пуска предусматриваются механические устройства, то управление их арматурой должно осуществляться маховиками или рычагами, имеющими жесткое соединение со штоками или валиками.
Автоматический пуск огнетушащего вещества, кроме отдельных случаев не допускается.
Стационарные системы пожаротушения локального применения должны устанавливаться на пассажирских судах валовой вместимостью 500 и более и грузовых судах валовой вместимостью 2000 и более.
Машинные помещения категории А объемом более 500 м3 в дополнение к стационарной системе пожаротушения должны оборудоваться стационарной системой пожаротушения одобренного типа с использованием воды или равноценной ей системой пожаротушения локального применения, отвечающей требованиям Руководства ИМО. В машинных помещениях с периодически безвахтенным обслуживанием система пожаротушения должна иметь возможность как автоматического, так и ручного пуска. В машинных помещениях с постоянной вахтой от системы пожаротушения требуется только наличие ручного пуска.
Стационарные системы пожаротушения локального применения предназначаются для защиты пожароопасных частей (зон) следующих механизмов и оборудования (без необходимости остановки двигателя, эвакуации персонала или герметизации помещений):
- главных двигателей внутреннего сгорания и дизель-генераторов;
- инсинераторов;
- сепараторов подогретого жидкого топлива;
- топочных фронтов котлов.
Пуск любой системы пожаротушения локального применения должен вызывать подачу визуального и отличающегося от других звукового сигнала аварийно-предупредительной сигнализации в защищаемом помещении и на постах с постоянной вахтой. Сигнал должен указывать на конкретную систему, приведенную в действие. Требования к системе аварийно-предупредительной сигнализации, описанной в настоящем пункте, являются дополнительными, а не заменяющими систему сигнализации обнаружения пожара.
Таблица 5.7.
Валовая вместимость | Пассажирские суда | Прочие суда | |||
Число насосов | Минимальное давление у кранов, МПа | Число насосов | Минимальное давление у кранов, МПа | ||
Менее 500 От 500 до 1000 От 1000 до 4000 От 4000 до 6000 6000 и более | 2 2 2 3 3 | 0,31 0,31 0,31 0,41 0,41 | 1 2 2 2 2 | 0,20 0,26 0,26 0,26 0,28 | |
Примечание. В указанном числе насосов не учитывается аварийный пожарный насос, если он устанавливается. |
Число стационарных пожарных насосов и минимальное давление в месте расположения любого крана при подаче через краны воды должны быть не менее указанных в табл. 5.7
На плавкранах валовой вместимостью менее 2000 допускается установка одного пожарного насоса.
Давление, создаваемое пожарными насосами, должно быть достаточным для обеспечения работы других систем пожаротушения, потребляющих воду (например, для систем водораспыления, пенотушения и т.д.), если их питание предусмотрено от этих же пожарных насосов.
На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 и на грузовых судах валовой вместимостью 2000 и более должен быть установлен аварийный пожарный насос подачей не менее 25 м3/час, а на грузовых судах валовой вместимостью менее 2000 – подачей не менее 15 м3/час с независимым приводом от источника энергии. Источник энергии насоса и кингстон должны находиться за пределами машинного помещения, в котором расположены основные пожарные насосы.
На грузовых судах валовой вместимостью 2000 и более, если пожар в любом одном отсеке может вывести из строя все пожарные насосы, должен быть установлен стационарный аварийный пожарный насос с независимым приводом.
Стационарная водопожарная система может не устанавливаться на судах с экипажем менее 3 чел.
На всех судах, за исключением пассажирских, общая подача пожарных насосов может не превышать 180 м3/ч, если из условия обеспечения одновременной работы других систем, потребляющих воду, не требуется большая подача.
При определении суммарной подачи пожарных насосов не принимается в расчет подача стационарных насосов, установленных на нефтеналивных судах в носовой части и аварийного насоса.
На пассажирских судах валовой вместимостью 1000 и более приемные кингстоны, пожарные насосы и источники энергии для их питания должны быть расположены таким образом, чтобы возникший в одном водонепроницаемом отсеке пожар не привел к одновременному выходу из строя всех пожарных насосов.
Насосы и трубопроводы, предназначенные для пожарных целей, не должны использоваться для перекачки нефтепродуктов, масла или других воспламеняющихся жидкостей, а также в качестве балластных насосов для цистерн, попеременно заполняемых топливом и балластом.
Насосы, которые могут создать в пожарной магистрали давление выше допустимого должны быть снабжены предохранительными клапанами, отрегулированными на давление, превышающее рабочее давление в пожарной магистрали не более чем на 10%, и имеющими отвод воды во всасывающую магистраль.
Стационарные пожарные насосы и их кингстоны должны быть установлены ниже ватерлинии судна порожнем.
На пассажирских судах валовой вместимостью 1000 и более и на всех пассажирских судах с периодическим безвахтенным обслуживанием помещений, где расположены пожарные насосы, водопожарная система должна постоянно находиться под давлением, обеспечивая немедленную подачу воды через один из кранов, расположенных внутри помещений и должна быть оборудована насосом, автоматически включающимся при падении давления.
На пассажирских судах валовой вместимостью менее 1000 водопожарная система должна обеспечивать автоматический или дистанционный запуск с ходового мостика по меньшей мере одного пожарного насоса. Если насос запускается автоматически, или если донный кингстон не может быть открыт с места, где дистанционно запускается насос, донный кингстон должен постоянно находиться в открытом положении.
На грузовых судах с периодическим безвахтенным обслуживанием помещений, где расположены пожарные насосы, или когда вахту несет только один человек, должен быть предусмотрен дистанционный пуск одного из насосов с ходового мостика и из района, где имеется постоянная вахта на стоянке и подача воды в магистраль без дополнительного открытия клапанов в помещении насосов. В месте дистанционного пуска насоса должен быть установлен указатель давления воды в магистрали.
Устройство дистанционного пуска может не предусматриваться, если водопожарная магистраль находится под давлением.
Аварийный пожарный насос, его кингстон, приемный патрубок трубопровода, нагнетательный трубопровод и отсечные клапаны должны располагаться вне машинного помещения. Если такое устройство не может быть выполнено, кингстонная коробка может устанавливаться в машинном помещении, если клапан управляется дистанционно с места, расположенного в том же отсеке, где находится аварийный пожарный насос, а приемный патрубок является коротким, насколько это практически возможно. Короткие патрубки приемного или нагнетательного трубопроводов могут проходить в машинном помещении при условии, что они выгорожены прочным стальным кожухом или изолируются по типу А-60. Эти патрубки должны иметь достаточную толщину стенок не менее 11 мм, и должны быть сварными, за исключением фланцевого соединения с кингстонным клапаном.
Не допускается наличие доступа из машинного помещения непосредственно в помещение аварийного пожарного насоса и его источника энергии. В случаях, когда это практически невозможно, может быть допущено такое расположение, при котором доступ осуществляется через тамбур, где дверь машинного помещения выполняется типа А-60, а вторая дверь изготавливается, по меньшей мере, из стали, обе двери которого являются самозакрывающимися, либо через водонепроницаемую дверь, управление которой возможно из помещения, удаленного от машинного помещения и помещения аварийного пожарного насоса, которое не будет отрезано при пожаре в этих помещениях. В таких случаях должен быть предусмотрен второй доступ в помещение аварийного насоса и его источника энергии.
Подача аварийного насоса должна быть достаточной для обеспечения одновременной работы двух ручных стволов с наибольшим диаметром насадки, принятой для данного судна, при давлении, соответствующем требованиям и не менее 40% общей требуемой подачи пожарных насосов.
Количество и размещение пожарных кранов должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды от разных кранов, одна из которых подается по рукаву стандартной длины, доставали до любой части судна, обычно доступной для пассажиров и экипажа во время плавания, и до любой части любого порожнего грузового помещения, грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой части такого помещения должны доставать две струи, подаваемые по рукавам стандартной длины. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.
На открытых палубах для контейнеров подача двух струй воды должна производиться на каждую доступную вертикальную сторону контейнера рукавами стандартной длины.
На судах, где помещения разделены водонепроницаемыми или противопожарными переборками, ограничивающими главные вертикальные зоны, указанные требования должны выполняться также в том случае, когда двери в них будут закрыты.
Пожарные краны не должны быть удалены друг от друга более чем на 20 м для внутренних помещений и более чем на 30 м для открытых палуб.
В машинном помещении категории А должно быть предусмотрено не менее двух пожарных кранов; расположенных у противоположных бортов; при этом на судах валовой вместимостью менее 500 в качестве одного из таких кранов допускается использовать кран, установленный непосредственно у пожарного насоса.
_На пассажирских судах в туннеле гребного вала, являющемся одним из путей эвакуации, вблизи машинного помещения категории А должно быть установлено два пожарных крана.
Если одним из путей эвакуации является другое помещение, два пожарных крана должны быть установлены в нем у входа в машинное помещение категории А.
Водопитающие устройства каждой спринклерной системы должны быть оборудованы пневмогидравлической цистерной, контрольно-сигнальными клапанами, автоматически включающимися насосом и воздушным компрессором с баллоном, обеспечивающими поддержание рабочего давления в системе и немедленную подачу воды к вскрывающимся спринклерам.
Насос должен автоматически включаться при падении давления в системе и обеспечивать подачу воды до того, как будет израсходован весь запас воды в пневмогидравлической цистерне.
Должны быть предусмотрены средства для проверки автоматического включения насоса при падении давления.
Насос и система трубопроводов должны обеспечивать поддержание рабочего давления спринклера на уровне наиболее высоко расположенного спринклера с таким расчетом, чтобы обеспечить расход воды, достаточный для одновременного покрытия площади не менее 280 м2.
В пневмогидравлической цистерне должен находиться постоянный запас пресной воды, по объему равный подаче спринклерного насоса за 1 мин.
Вместимость цистерны должна составлять не менее удвоенного запаса воды, указанного выше.
В цистерне должно поддерживаться такое давление воздуха, чтобы после израсходования полного запаса пресной воды давление в ней было не менее рабочего давления спринклера плюс гидростатическое давление от днища цистерны до наиболее высоко расположенного спринклера.
Должны быть предусмотрены средства для пополнения запаса сжатого воздуха и пресной воды, а также устройства, предотвращающие попадание забортной воды в цистерну.
Спринклеры должны устанавливаться в верхней части защищаемого помещения и располагаться на таком расстоянии друг от друга, при котором обеспечивается средний расход воды не менее 5 л/мин на 1 м2 площади защищаемого помещения.
Спринклеры в жилых и служебных помещениях должны срабатывать в интервале температур 68÷79 оС, за исключением спринклеров в сушильных и камбузных помещениях, где температура срабатывания может быть увеличена до уровня, превышающего температуру у подволока не более чем на 30 оС.
Контрольно-сигнальное устройство должно устанавливаться за пределами защищаемых помещений в специальных металлических выгородках или шкафах.
Места установки контрольно-сигнальных устройств должны быть легкодоступны, освещены и закрыты остекленной дверцей, позволяющей вести наблюдение за состоянием всех частей контрольно-сигнальных устройств и особенно за показаниями манометров.
У каждого контрольно-сигнального устройства должны быть вывешены перечень или схема с указанием защищаемых помещений и расположения секции по отношению к другим секциям, а также инструкции по проверке и техническому обслуживанию системы.
Спринклерные системы должны быть разделены на секции. В одной секции допускается установка не более 200 спринклеров. Размещение одной секции в разных главных вертикальных противопожарных зонах не допускается. Одна секция должна обслуживать не более двух палуб.
Подача и напор автоматически включающегося насоса должны определяться исходя из характеристик и числа распылителей одобренного типа, установленных в наибольшем защищаемом помещении, и интенсивности подачи воды, которая должна быть не менее:
- 5 л/мин на 1 м2 площади, по которой может разлиться топливо, или площади грузового помещения;
- 1,5 л/мин на 1 м2 площади наибольшего горизонтального сечения трюма для рыбной муки.
В грузовых, производственных и специальных помещениях, в которых система может быть разделена на секции, указанный насос должен обеспечивать работу двух секций суммарной длиной не менее 40 м.
Распылители в защищаемых помещениях должны быть размещены в следующих местах:
- под подволокой помещения;
- над оборудованием и механизмами, работа которых связана с использованием жидкого топлива или других воспламеняющихся жидкостей;
- над поверхностями, по которым может растекаться жидкое топливо или воспламеняющиеся жидкости;
- над штабелями мешков с рыбной мукой.
Распылители в защищаемом помещении должны быть расположены таким образом, чтобы зона действия любого распылителя перекрывала зоны действия смежных распылителей.
Системы орошения крюйт-камер и водораспыления грузовых помещений, приспособленных для перевозки взрывчатых веществ, могут использоваться для их затопления в экстренных случаях.
Подача насосов, обслуживающих систему, должна быть достаточной для орошения стеллажей крюйт-камер – 24 л/мин на 1 м2 полной площади пола крюйт-камеры.
Системы пенотушения могут вырабатывать в качестве огнетушащего вещества воздушно-механическую пену следующих видов в зависимости от кратности ценообразования:
низкой кратности – около 10:1,
средней кратности – между 50:1 и 150:1,
высокой кратности – около 1000:1.
В системах пенотушения могут применяться установки, вырабатывающие раздельно, но подающие одновременно пену низкой и средней кратности (комбинированную пену).
Пенообразователь для получения пены низкой и средней кратности должен работать на пресной и морской воде.
Производительность системы пенотушения и количество пенообразователя должны рассчитываться в зависимости от кратности пенообразования, интенсивности подачи раствора и продолжительности работы системы.
Смесители для получения водного раствора пенообразователя требуемой концентрации должны быть одобренного типа. Смесители должны обеспечивать одновременно работающие лафетные стволы и/или пеногенераторы.
Главный пост управления стационарной палубной системой должен находиться в станции пожаротушения, расположенной вне грузовой зоны, вблизи жилых помещений, быть легкодоступным и обеспечивать управление системой. В станции пожаротушения на магистральном трубопроводе на максимальном удалении от смесителей должно быть предусмотрено устройство отбора проб для определения процентного содержания пенообразователя в растворе, на трубопроводе питания системы водой должен быть установлен манометр.
Основное оборудование палубной системы (цистерны с пенообразователем, насосы, смесители и т.д.) может располагаться в машинном отделении.
Кратность вырабатываемой системой пены, как правило, должна быть не больше 12:1. Если система фактически производит пену низкой кратности, несколько большей, чем 12:1, количество пенообразователя рассчитывается как для системы с кратностью 12:1. Если система производит пену кратностью несколько меньшей чем 12:1, количество пенообразователя должно быть пропорционально увеличено.
При применении пены средней кратности количество пенообразователя должно быть не менее расчетного и достаточным для работы в течение 10 мин расчетного числа пеногенераторов и одного установленного лафетного ствола.
Пена должна подаваться с помощью лафетных стволов и переносных пеногенераторов или ручных воздушно-пенных стволов на всю площадь палубы грузовых танков, а также в любой грузовой танк, палуба которого была вскрыта.
Каждый лафетный ствол должен обеспечивать подачу раствора пенообразователя с интенсивностью не менее 50% от требуемой.
На судах дедвейтом менее 4000 т могут устанавливаться лишь переносные пеногенераторы или ручные воздушно-пенные стволы. Однако в этом случае производительность каждого пеногенератора или ручного ствола должна обеспечивать подачу раствора пенообразователя с интенсивностью не менее 25% от требуемой.
Расстояние от лафетного ствола до самой отдалённой границы защищаемой площади, расположенной в нос от него, должно быть не более 75% длины струи лафетного ствола при безветрии.
В легкодоступных местах на палубе грузовых танков на магистральном трубопроводе пенотушения приблизительно через каждые 30 м должны быть установлены отсечные клинкеты или клапаны. Каждый клапан должен быть снабжен табличкой с надписью, что в обычных условиях эксплуатации клапан должен быть постоянно открыт. Перед каждым отсечным клапаном на магистрали должны быть установлены сдвоенные пожарные краны диаметром около 70 мм для подсоединения рукавов с воздушно-пенными стволами.
Если применяется пена средней кратности, вместо сдвоенных пожарных кранов должны устанавливаться клапанные коробки с числом пожарных кранов, равным 50% расчетного числа пеногенераторов.
На судах, на которых применяется воздушно-механическая пена средней кратности, рекомендуется предусмотреть соединение трубопровода раствора с водопожарной магистралью для применения указанной пены при тушении пожаров в жилых и служебных помещениях от водопожарной магистрали. Для этой цели у кранов в жилых и служебных помещениях необходимо предусмотреть соответствующее число переносных пеногенераторов.
На вертолетную палубу, площадь которой лимитируется длиной обслуживаемых вертолетов, пена должна подаваться лафетными стволами или пеногенераторами, способными подавать пену в любую часть палубы при погодных условиях, пригодных для работы вертолетов. Система должна подавать пену в течение не менее 5 мин с требуемой интенсивностью подачи раствора указана в табл. 5.8.
Таблица 5.8.
Полная длина вертолета, м | Интенсивность подачи раствора, л/мин |
до 15 от 15 до 24 от 24 до 35 | 250 500 800 |
Вместо лафетных стволов и пеногенераторов могут применяться соответственно стационарные и переносные установки комбинированной пены.
При площади защищаемого помещения более 400 м2 должно быть предусмотрено не менее двух пеногенераторов, обеспечивающих подачу пены в максимально удаленные друг от друга зоны защищаемого помещения.
Оборудование, обеспечивающее работу пеногенераторов, должно получать питание от основного и аварийного источников электроэнергии.
Количество углекислого газа, кг, должно быть определено по формуле:
,
где V — расчетный объем защищаемого помещения, м3;
– коэффициент, равный:
0,3 – для сухогрузных трюмо и прочих помещений, за исключением указанных ниже;
0,35 – для машинных помещений, расчетный объем которых определен с учетом полного объема шахт;
0,4 – для машинных помещений, расчетный объем которых определен без учета объема шахт с уровня, на котором площадь горизонтального сечения шахт равна 40% площади машинного помещения или меньше ее и кладовых;
0,45 –для помещений, в которых перевозятся автомобили с топливом в баках, и для закрытых помещении с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
Для машинных помещений берется тот коэффициент , при котором получается большее значениеG. На судах валовой вместимостью менее 2000 за исключением пассажирских, коэффициент 0,35 и 0,4 можно уменьшить до 0,3 и 0,35 соответственно.
Ввод углекислого газа должен быть обеспечен:
85% расчетного количества в течение не более 2 мин – для машинных помещений, помещений аварийных дизель-генераторов и пожарных насосов и других помещений, где применяются жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости;
2/з расчетного количества в течение не более 10 мин – для помещений с автотранспортом с топливом в баках, а также для помещений, в которых не перевозятся и не применяются жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости.
Углекислый газ должен поступать в защищаемые помещения через сопла, расположенные в верхней части этих помещений. Если настил машинных помещений категории А расположен на высоте более 1 м над двойным дном, часть сопел (около 15%) должна быть расположена в верхней части пространства под настилом.
Сумма площадей выпускных отверстий сопел данного помещения должна быть не более 85% суммарной площади проходного сечения распределительного трубопровода.
Число баллонов для хранения сжиженного углекислого газа определяется в зависимости от степени наполнения (количества углекислого газа на 1 л вместимости), которая должна быть не более 0,675 кг/л при расчетном давлении баллона 12,5 МПа и более или не более 0,75 кг/л при расчетном давлении баллона 15 МПа и более.
При заполнении баллонов допускается отклонение не более чем на ± 0,5 кг от расчетного количества газа на баллон.
Баллоны должны устанавливаться рядами в вертикальном положении на прокладки, которые могут быть деревянными, и должны быть доступными для осмотра и определения количества углекислого газа. Каждый баллон должен быть помечен порядковым номером.
Пусковые баллоны должны располагаться на станции пожаротушения и иметь особую окраску.
Расчетное количество сжиженного углекислого газа должно храниться в резервуаре (резервуарах) при рабочем давлении около 2 МПа, что обеспечивается поддержанием температуры около – 18°С.
Степень наполнения резервуара должна быть не более 0,9 кг/л.
Резервуар должен обслуживаться двумя автономными автоматизированными холодильными установками, каждая из которых состоит из компрессора, конденсатора и охлаждающей батареи.
Система аварийно-предупредительной сигнализации должна подавать световой и звуковой сигналы в следующих случаях:
- при достижении в резервуаре максимального (не более уставки предохранительного клапана) и минимального (не менее 18 бар) давления;
- при снижении уровня углекислоты в резервуаре до минимально допустимого;
- при выходе из строя холодильной установки;
- при пуске углекислого газа.
Сигналы должны подаваться в ЦПП и каютах механиков.
Пусковые устройства системы высокого давления на станции пожаротушения должны обеспечивать одновременное открывание клапанов баллонов, предназначенных для указанных помещений.
Должны быть предусмотрены два отдельных устройства пуска системы: одно – для пуска баллонов, другое – для открытия клапана подачи углекислого газа в защищаемое помещение.
Место, с которого производится дистанционный пуск системы, должно оборудоваться сигнализацией о выпуске газа из баллонов (резервуаров) и о подаче газа в защищаемое помещение (наличие давления газа до и после пускового запорного клапана).
Должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей газа в защищаемое помещение и обеспечения срабатывания сигнализации о выпуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из баллонов (резервуаров). Другое должно использоваться для открывания пускового запорного клапана защищаемого помещения.
В системах низкого давления пуск углекислотного газа должен осуществляться вручную. Если предусматривается устройство автоматического регулирования подачи расчетного количества углекислого газа в защищаемые помещения, должна быть также предусмотрена возможность ручного регулирования подачи газа.
При обслуживании системой более одного помещения должны быть предусмотрены средства для контроля за количеством подаваемой углекислоты, такие как автоматический расходомер или точный указатель уровня, расположенный на посту (постах) управления.
В обоснованных случаях для отдельных защищаемых помещений может быть допущено устройство местных станций с числом баллонов не более пяти (не более 125 кг углекислого газа).
Внутри машинного помещения допускается устанавливать баллоны для защиты картеров, глушителей двигателей внутреннего сгорания, дымоходов и других замкнутых объемов.
Система инертных газов может применяться в качестве:
- основного средства пожаротушения в сухогрузных трюмах при условии установки автономного генератора инертного газа;
- средства, предупреждающего возникновение пожара путем создания и постоянного поддержания в грузовых танках невоспламеняющейся атмосферы, кроме случая, когда необходимо провести их дегазацию.
В качестве инертного газа могут использоваться прошедшие обработку дымовые газы главных или вспомогательных котлов или от специально установленных генераторов. Регистр может разрешить применение систем, использующих другие источники инертных газов или любое сочетание таких источников при условии обеспечения равного уровня безопасности.
Для грузовых танков система должна иметь производительность по инертному газу не менее 125% максимальной суммарной подачи грузовых насосов при разгрузке судна.
При подаче инертного газа должны быть установлены приборы постоянного контроля и регистрации:
- давления в магистрали инертного газа, расположенной в нос от невозвратных устройств.
- содержания кислорода в инертном газе в магистрали инертного газа на напорной стороне вентиляторов.
Эти приборы должны располагаться в посту управления грузовыми операциями. Если пост управления грузовыми операциями отсутствует, приборы должны размещаться в легкодоступном месте для лица, ответственного за проведение грузовых операций.
В системе порошкового тушения должен применяться огнетушащий порошок одобренного Регистром типа.
В качестве газа – носителя порошка должен использоваться азот или другой инертный газ.
В систему должны входить:
- станции, предназначенные для размещения резервуаров с порошком, баллонов с газом-носителем и распределительного коллектора;
- посты тушения;
- трубопроводы и арматура для пуска системы и подачи порошка к постам.
Должен обеспечиваться дистанционный пуск системы с любого поста тушения.
Система должна приводиться в действие не более чем за 30 с после открытия пускового баллона у наиболее удаленного поста тушения, работающего от данной станции.
В каждом резервуаре, размещенном на станции, должно находиться расчетное количество порошка, определяемое из условия обеспечения непрерывного действия с номинальным расходом в течение не менее 45 с, всех ручных и лафетных стволов, работающих от данной станции.
Расход порошка на каждый ручной ствол должен быть не менее 3,5 кг/с, а длина струи порошка – не менее 8 м. Для определения максимальной зоны действия каждого ручного ствола следует учитывать длину его рукава.
Расход порошка через каждый лафетный ствол должен быть не менее 10 кг/с; максимальная зона действия лафетных стволов с подачей 10,25 и 45 кг/с должна приниматься 10, 30 и 40 м соответственно.
Число ручных и лафетных стволов должно обеспечивать подачу порошка на любую часть палубы грузовых отсеков и грузового трубопровода от двух ручных стволов или от лафетного и ручного стволов.
По крайней мере, один ручной или лафетный ствол должен быть расположен в кормовой части палубы грузовых отсеков.
На газовозах в грузовой зоне должен быть предусмотрен один лафетный ствол для защиты грузового коллектора, а его оборудование должно обеспечивать подачу огнетушащего порошка с места и дистанционно.
Количество порошка для защиты помещений должно определяться из условия работы системы в течение 10 с с интенсивностью подачи порошка 0,1 кг·м-3с-1
Количество газа-носителя должно обеспечивать однократный выпуск всего порошка из резервуара.
Система порошкового тушения должна иметь не менее двух независимых станций, а на газовозах с вместимостью грузовых отсеков менее 1000м3 допускается иметь одну станцию.
Суда, имеющие носовой или кормовой грузовой коллектор, должны иметь для его защиты дополнительную станцию порошкового тушения, по крайней мере, с одним лафетным и одним ручным стволами.
Каждый пост порошкового тушения должен состоять из баллона для дистанционного пуска системы и либо из ручного ствола с жестким нераскручивающимся рукавом длиной не более 33 м, либо из лафетного ствола.
В системе аэрозольного пожаротушения должны применяться генераторы огнетушащего аэрозоля (который образуется при горении твердотопливных аэрозолеобразующих составов) одобренного Регистром типа.
Система аэрозольного пожаротушения должна включать в себя:
- генераторы огнетушащего аэрозоля;
- блок управления системой (БУС);
- устройства оповещения о запуске системы аэрозольного пожаротушения;
- кабельные трассы.
Нормативная огнетушащая концентрация аэрозоля зависит от типа генератора и, как правило, не должна превышать 0,2 кг/м3.
При пуске системы должно быть обеспечено:
автоматическое включение сигнализации предупреждения в защищаемом помещении;
автоматическое отключение вентиляции в защищаемом помещении.
Для машинных помещений, помещений аварийных дизель-генераторов и других помещений, где применяются жидкое топливо или воспламеняющиеся жидкости, время рабочего режима генератора (подачи расчетного количества аэрозоля) должно быть обеспечено в течение не более 2 мин.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения