logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Действия водителя в пожароопасной ситуации

При авариях автоцистерн с топливом возможно:

Для ликвидации аварии организуется оперативный штаб привлекаемых сил и средств МЧС с обязательным включением в его состав представителей администрации местного управления.

При ведении боевых действий необходимо:

Для оценки требуемого количества сил и средств на тушение пожа­ра рассмотрим следующие схемы пожаров: опрокидывание автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и безнапорное истечение нефтепродуктов на про­езжую часть с последующим воспламенением.

Площадь пролива нефтепродукта зависит от емкости автоцистерны, площадь отверстия и времени истечения, вязкость нефтепродукта. Предельная площадь аварийного пролива из автоцистерны к моменту прибытия подразделений пожарной охраны может быть принята равной. 1500 м2. В этой зоне могут оказаться автомобили, здания и сооружения.

Для ликвидации пожара подают компактные и распыленные струи воды с целью охлаждения и тушения. Учитывая стесненные условия автомагистралей, улиц, эстакад и подэстакадного пространства принимается, что подача ство­лов может производиться только с проезжей части по фронту пожара шириной __20 м. с двух сторон. В этом случае, для тушения пролива нефтепродук­тов, охлаждения и тушения АТС, орошения и защиты сооружений целесообразно. использовать ручные стволы, обеспечивающие подачу распы­ленной воды, и пеногенераторы для тушения пролива нефтепродуктов на глу­бину до 5 м; ручные стволы, обеспечивающие подачу компактной струи воды на глубину до 10 м и лафетные стволы, обеспечивающие подачу компактной струи воды на расстояние до 35 м.

Пожары нефтепродуктов тушат пеной, порошком, распыленной водой. Интенсивность подачи распыленной воды для тушения нефтепродуктов составляет 0,2 - 0,3 л/м2с, а интенсивность подачи воды для охлаждения и ту­шения автоцистерны в очаге пожара, орошение и защита 0,2 л /м2с.

Площадь тушения пролива нефтепродуктов принимается равной 200 м2. Расход воды для тушения составляет 60 л/с.

Площадь охлаждения и тушения автоцистерны в очаге пожара, орошение и защита зданий и сооружений принимается численно равной площади очага пожара до 1500 м2. Общий расход воды для тушения пожара может быть при­нят равным 380 л/с.

Наибольшую опасность и трудность в тушении представляют пожары в подземных тоннелях.

На многих тоннелях система противопожарной защиты предусматривает специальные резервуары большой емкости с насосными установками, водопроводные магистрали с диаметром 250 мм с гидрантами по длине тоннеля, порошковые огнетушители в аварийных ящиках, устанавливаемые через 200÷300 м, систему контроля воздуха, пожарной сигнализации и аварийного освещения. Для отвода разлившихся нефтепродуктов предусматриваются специальные желоба. Имеются автоматические установки водяного и пенного тушения. Системы обнаружения пожара могут быть сблокированы с системой аварийной вентиляции, включением установок пожаротушения или клапан для заполнения сухотрубной водопроводной магистрали, с управлением светофорами для перекрытия движения в тоннеле.

В ходе учений в тоннелях выяснено, что надо иметь кислородно-изолирующие противогазы 3-х часового действия, несмотря на то, что время эффективной работы пожарного может быть и меньше.

На эвакуацию пострадавших людей на 100 м требуется около 15 мин, проникновению в эту зону в аппаратах – 5 мин, прокладку рукавных линий 9÷12 мин.

До настоящего времени отсутствуют эффективные системы пожаротушения в тоннеле при пожаре пролитых жидкостей и автомобиля в результате ДТП. В этом случае скорость наступления опасных факторов пожара в зоне пожара для людей и рядом расположенных автомобилей немного превышает те, на которые рассчитаны средства противопожарной защиты. При проектировании тоннелей и на учениях следует перейти от варианта усредненного пожара легкового автомобиля к пожарам грузового с опасным грузом и автоцистернам с нефтепродуктами.