Действия водителя в пожароопасной ситуации
Необходимо сохранять спокойствие и не впадать в панику;
Выключить систему зажигания и остановить автомобиль на обочине;
При отсутствии пострадавших удалить пассажиров на минимальное расстояние пассажиров от горящего автомобиля 10м;
При разливе топлива необходимо применять порошковый огнетушитель массой от 5 кг;
При возникновении пожара от короткого замыкания следует открыть капот , отключить аккумуляторную батарею , начиная с заземляющего провода и применить огнетушитель;
Взять огнетушитель в руки, открыть капот с подветренной стороны;
Открыть вентиль огнетушителя и направить огнетушащую струю в очаг пожара, а не на пламя (направлять струю огнетушащего вещества снизу вверх и по направлению ветра);
В ряде случаев огнетушащую среду подают в моторный отсек через радиатор; это более безопасный случай и может произойти самозатухание пожара при создании пожаротушащей концентрации;
Время тушения пожара не должно превышать 10-16 с;
Тушить пожар в салоне или в кабине при более чем одной открытой двери;
Тушить пожар моторного или багажного отсека при проливе и горении топлива на дороге;
Сообщить в пожарную охрану;
Организовать встречу пожарных подразделений.
При авариях автоцистерн с топливом возможно:
большие площади разлившегося продукта и зон загазованности, которые могут привести к экологической катастрофе;
изменение направления распространения в зависимости от рельефа местности и метеоусловий;
необходимость организации взаимодействия большого числа сил и средств, участвующих в ликвидации аварии.
Для ликвидации аварии организуется оперативный штаб привлекаемых сил и средств МЧС с обязательным включением в его состав представителей администрации местного управления.
При ведении боевых действий необходимо:
оказать первую помощь пострадавшим, удалить за пределы опасной зоны всех людей, не занятых на ликвидации аварии или пожара, а в случае угрозы для жизни немедленно организовать эвакуацию людей, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
выяснить продолжительность пожара к моменту прибытия пожарных под разделений и характер разрушений;
определить количество и свойство продукта, вылившегося из автоцистерны; угрозу повреждения смежным сооружениям, пути возможного растекания продукта, учитывая рельеф местности;
выяснить целесообразность и возможность откачки или выпуска нефтепродуктов из цистерны, заполнения цистерны водой, инертным газом или паром;
установить наличие, состояние, возможность использования установок и средств пожаротушения, пенообразующих веществ и систем водоснабжения;
определить возможность доставки необходимого количества огнетушащих веществ;
вызвать газо-аварийную, медицинскую и др. службы, задействованные по плану ликвидации аварии, назначить ответственных за соблюдение правил охраны труда, обеспечение работы и обслуживание противопожарной техники;
принять меры по устройству обвалования для ограничения разлива продукта и его сбора;
обеспечить бесперебойное водоснабжение пожарных стволов и систем, для охлаждения цистерны, зданий и сооружений, которым угрожает опасность от воздействия высоких температур;
производить тушение разлива продукта с наветренной стороны;
исключить проезд всех видов транспорта, прекратить все работы с применением открытого огня; организовать установку обозначений и постов, допуская передвижения в опасных зонах только согласно распоряжению штаба по ликвидации аварии; вызвать при необходимости, дополнительные силы и средства; располагать резерв сил и средств на безопасном расстоянии, организовать сменную работу личного состава в зоне высоких температур и орошение в процессе выполнения боевых задач.
Для оценки требуемого количества сил и средств на тушение пожара рассмотрим следующие схемы пожаров: опрокидывание автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и безнапорное истечение нефтепродуктов на проезжую часть с последующим воспламенением.
Площадь пролива нефтепродукта зависит от емкости автоцистерны, площадь отверстия и времени истечения, вязкость нефтепродукта. Предельная площадь аварийного пролива из автоцистерны к моменту прибытия подразделений пожарной охраны может быть принята равной. 1500 м2. В этой зоне могут оказаться автомобили, здания и сооружения.
Для ликвидации пожара подают компактные и распыленные струи воды с целью охлаждения и тушения. Учитывая стесненные условия автомагистралей, улиц, эстакад и подэстакадного пространства принимается, что подача стволов может производиться только с проезжей части по фронту пожара шириной __20 м. с двух сторон. В этом случае, для тушения пролива нефтепродуктов, охлаждения и тушения АТС, орошения и защиты сооружений целесообразно. использовать ручные стволы, обеспечивающие подачу распыленной воды, и пеногенераторы для тушения пролива нефтепродуктов на глубину до 5 м; ручные стволы, обеспечивающие подачу компактной струи воды на глубину до 10 м и лафетные стволы, обеспечивающие подачу компактной струи воды на расстояние до 35 м.
Пожары нефтепродуктов тушат пеной, порошком, распыленной водой. Интенсивность подачи распыленной воды для тушения нефтепродуктов составляет 0,2 - 0,3 л/м2с, а интенсивность подачи воды для охлаждения и тушения автоцистерны в очаге пожара, орошение и защита 0,2 л /м2с.
Площадь тушения пролива нефтепродуктов принимается равной 200 м2. Расход воды для тушения составляет 60 л/с.
Площадь охлаждения и тушения автоцистерны в очаге пожара, орошение и защита зданий и сооружений принимается численно равной площади очага пожара до 1500 м2. Общий расход воды для тушения пожара может быть принят равным 380 л/с.
Наибольшую опасность и трудность в тушении представляют пожары в подземных тоннелях.
На многих тоннелях система противопожарной защиты предусматривает специальные резервуары большой емкости с насосными установками, водопроводные магистрали с диаметром 250 мм с гидрантами по длине тоннеля, порошковые огнетушители в аварийных ящиках, устанавливаемые через 200÷300 м, систему контроля воздуха, пожарной сигнализации и аварийного освещения. Для отвода разлившихся нефтепродуктов предусматриваются специальные желоба. Имеются автоматические установки водяного и пенного тушения. Системы обнаружения пожара могут быть сблокированы с системой аварийной вентиляции, включением установок пожаротушения или клапан для заполнения сухотрубной водопроводной магистрали, с управлением светофорами для перекрытия движения в тоннеле.
В ходе учений в тоннелях выяснено, что надо иметь кислородно-изолирующие противогазы 3-х часового действия, несмотря на то, что время эффективной работы пожарного может быть и меньше.
На эвакуацию пострадавших людей на 100 м требуется около 15 мин, проникновению в эту зону в аппаратах – 5 мин, прокладку рукавных линий 9÷12 мин.
До настоящего времени отсутствуют эффективные системы пожаротушения в тоннеле при пожаре пролитых жидкостей и автомобиля в результате ДТП. В этом случае скорость наступления опасных факторов пожара в зоне пожара для людей и рядом расположенных автомобилей немного превышает те, на которые рассчитаны средства противопожарной защиты. При проектировании тоннелей и на учениях следует перейти от варианта усредненного пожара легкового автомобиля к пожарам грузового с опасным грузом и автоцистернам с нефтепродуктами.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения