2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
При пожарах в вагонах с волокнистыми материалами возможно:
- быстрое распространение огня по всей поверхности горючего материала;
- выделение значительного количества тепла и дыма;
- тление горючего материала в глубине тюков, кип.
Ориентировочное время полного охвата вагона пламенем составляет: для открытых платформ – 10 – 15 мин; для закрытых грузовых вагонов – 15 – 20 мин.
Вода, имея высокий коэффициент поверхностного натяжения, плохо смачивает волокнистые материалы и недостаточно проникает внутрь спрессованных кип, тюков. Это обусловливает необходимость применения смачивающих добавок к воде для тушения волокнистых материалов.
При пожарах в пассажирских вагонах возможно:
- возникновение угрозы для жизни людей;
- быстрое распространение пожара, особенно по коридорам, проходам, в надпотолочном пространстве, по системе вентиляции или кондиционирования воздуха;
- быстрое и сильное задымление помещений вагона;
- быстрое повышение температуры;
- скрытое распространение огня по пустотам между конструкциями вагона и обшивкой;
- высокая плотность теплового потока при развившемся пожаре.
При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями возможно:
- образование и взрыв паровоздушной смеси внутри котла цистерны и вне ее при утечке жидкости или выходе пара;
- взрыв цистерны при воздействии на нее открытого пламени и теплового излучения;
- утечка жидкости через неисправности нижнего сливного прибора или трещины и пробоины в котле;
- увеличение площади пожара при взрыве цистерны и утечке жидкости (до 1500 м2 при разрушении одной цистерны);
- попадание ЛВЖ и ГЖ в ливневую канализацию или в сточные канавы и распространение горения на значительные расстояния (до 1 км);
- факельное горение паров жидкости над горловиной цистерны и предохранительно-впускными клапанами;
- воспламенение промасленного слоя на поверхности котла;
- высокое тепловое излучение пламени.
При возникновении аварий в железнодорожных цистернах могут образоваться пробоины или срыв патрубков универсальных сливных устройств. Расход и время истечения ЛВЖ из аварийной цистерны зависит от площади пробоины и размеров универсального сливного устройства.
Площадь разлива от одной цистерны зависит от метеоусловий, состояния балласта и уклона путей, рельефа местности и составляет 150 – 300 м2. При этом скорость распространения пламени по разлитому продукту составляет 15 – 25 м/мин и может возрасти в отдельных случаях до 40 м/мин.
При разливе ЛВЖ из железнодорожных цистерн в результате аварии, столкновения и крушения общая площадь пожара может достигнуть 10÷35 тыс. м2. По разлитому нефтепродукту горение распространяется не только на соседние поезда, но и на ближайшие здания, а при попадании горящего нефтепродукта в канализацию или сточные канавы – на объекты, расположенные на расстоянии до 1 км.
Если орошение водяными стволами не осуществляется, то разрушение цистерны с ЛВЖ и ГЖ происходит, как правило, через 15 – 25 мин. после начала воздействия на нее открытого факела пламени. Высота факела при разрушении цистерны достигает 50 м. При этом площадь пожара от одной цистерны может увеличиться до 1500 м2.
Площадь разлива ЛВЖ и ГЖ на станциях зависит также от места аварии и количества цистерн, получивших повреждения. Для наиболее неблагоприятных сценариев аварии площади разливов могут быть: для станций, на которых осуществляется накопление и транспортировка жидкостей, – 3000 м2; для остальных станций – 1500 м2.
При пожаре вагонов и цистерн со сжиженными газами возможно:
- утечка сжиженного газа при нарушении герметичности запорной арматуры и наличии пробоин с образованием струйного факела пламени;
- образование газовоздушной смеси вне цистерны при утечке газа, при этом зона загазованности может достигать площади 2500 м2 и иметь протяженность до 250 м;
- взрыв газовоздушной смеси;
- взрыв цистерны при воздействии на нее открытого пламени и теплового излучения;
- высокое тепловое излучение пламени.
Высокая испаряемость и парообразующая способность газов обусловливает большую скорость их выгорания и значительные размеры пламени. Высота струи газового факела достигает 35 м, а длина – 50 м. Пламя факела может иметь температуру до 1500 °С. При значительных повреждениях цистерн выходящий жидкий газ не успевает сгорать в факеле и растекается на грунте. Под действием пламени растекающегося жидкого газа и факелов интенсивно нагреваются соседние объекты и подвижной состав, что приводит к увеличению зоны горения.
Сжиженные газы имеют большой коэффициент объемного расширения. Поэтому при нагреве котлов цистерн в них быстро растет давление и возникает угроза взрыва, так как предохранительные клапаны не успевают выпускать пары в атмосферу. В котлах цистерн торцевые стенки наиболее слабые места для разрыва.
При разрыве торцевых стенок и выходе из котла жидкого газа образуется реактивная сила, которая способна переместить цистерну или отбросить ее на значительное рaccтояние.
При авариях с СУГ площадь зоны загазованности при разгерметизации одной цистерны СУГ достигает 2500 м2 и может иметь протяженность до 250 м. При попадании цистерны, заполненной СУГ, в факел пламени в ней резко повышается давление, предохранительные клапаны не успевают стравливать газ и через 15 – 25 мин цистерна разрушается со взрывом, выбросом пламени на высоту до 150 м и образованием новых очагов горения на расстоянии до 150 м. При этом образуется огненный шар диаметром до 120 м. Осколки взорвавшейся цистерны разбрасываются на расстояние до 150 м, в отдельных случаях - до 450 м. Иногда взрыв срывает цистерну с рамы и отбрасывает ее на расстояние до 80 м.
Взрыв одной железнодорожной цистерны с СУГ способствует проливу СУГ в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности и увеличению площади пожара.
Быстрее всего пожар развивается при разливе СУГ из железнодорожных цистерн в результате аварий, столкновения или крушения поездов. При этом цистерны опрокидываются и повреждаются, вследствие чего площадь пожара может достигать 10 тыс. м2. По разлитому продукту горение распространяется не только на ближайшие поезда, но и на соседние складские, производственные здания.
На сети железных дорог России имеются также сортировочные станции с иными схемами расположения приемных, отправочных, сортировочных и приемоотправочных парков.
При ширине односторонней станции 350 – 450 м и двусторонней 600 – 700 м будет загазована большая ее часть на глубину до 250 м при скорости ветра 0,5 м/с, в зависимости от места расположения аварийной цистерны (на крайних путях или в центре станции). При этом в зону загазованности попадает весь подвижной состав, находящийся на соседних путях с аварийной цистерной. В условиях аварийной ситуации близкой к чрезвычайной до ликвидации утечки газа должны быть прекращены маневровые работы и движение поездов в зоне загазованности, устранены все возможные источники огня и проведена эвакуация персонала станции за пределы опасной зоны в наветренную сторону. Доступ посторонних лиц на территорию станции должен быть исключен. На сортировочной станции возможно столкновение цистерн с образованием пробоин в нижней части котла и истечением горящего СУГ, что может привести к взрыву цистерны через 15 – 25 мин после начала воздействия пламени. В этом случае происходит выброс СУГ с образованием огненного шара. Опасные расстояния от поражения тепловым излучением огненного шара достигают: для людей – 300 м; для зданий и сооружений – 100 м. Опасная зона разлета осколков (обломков) при взрыве цистерны достигает 150 – 450 м, что превышает опасную зону воздействия теплового излучения. Поэтому за безопасную зону эвакуации персонала станции следует принимать 450 м. Тушение пожара, возникшего от теплового излучения огненного шара, потребует значительного количества сил и средств на площади круга с радиусом, равным радиусу опасной зоны теплового воздействия огненного шара.
При взрыве ТВС, образующейся при мгновенной разгерметизации стандартной цистерны с СУГ емкостью 54 м3, безопасное расстояние от центра взрыва для людей составляет 1500 м. Поэтому при разрушении цистерны и разливе СУГ необходимо немедленно эвакуировать персонал станции в безопасную зону за пределы станции.
При аварийных ситуациях на станциях по сливу и наливу нефтепродуктов возможны разлив или утечка горючих жидкостей из цистерн и трубопроводов с последующим воспламенением паров на площади пролива и образования зоны воздействия критических тепловых потоков на эстакады и цистерны, находящиеся под сливом или наливом нефтепродуктов. Через 15 – 20 мин цистерны с СУГ, попавшие в зону горения, способны взрываться с образованием огненного шара. При этом зона воздействия тепловых потоков увеличивается.
По разлитому нефтепродукту горение распространяется на соседние сооружения и подвижной состав, а при попадании горящего нефтепродукта в лотки и сточные канавы или в канализацию – на объекты, расположенные на расстоянии до 1 км.
При отсутствии источника воспламенения при разливе СУГ и ЛВЖ может образоваться зона ТВС, что может привести к взрыву с образованием зоны избыточного давления, превышающего допустимое для человека.
Характерной особенностью рассматриваемых пожаров является значительная скорость роста площади горения обычно она составляет около 330 м2/мин, а иногда достигает 1000 м2/мин. если в результате аварии цистерн СУГ растекается без горения, то при воспламенении предварительно разлитой жидкости рост площади пожара будет характеризоваться скоростью распространения пламени по поверхности продукта, которая определяется его физико-химическими свойствами.
Большую опасность для людей и зданий представляют пожары и взрывы перевозимых в вагонах различных взрывчатых веществ и изделий.
Попытки эвакуации поврежденной или прогретой укупорки из зоны пожара, а также просыпей ИВВ с места крушения могут с высокой степенью вероятности вызывать детонацию ИВВ и поэтому требуют принятия специальных мер защиты и применения соответствующей техники.
БВВ отличаются от ИВВ значительно меньшей чувствительностью, однако обладают большей мощностью. Практика показывает, что характерным видом взрывчатого превращения БВВ в условиях пожара является детонация, независимо от подкласса опасности груза. Наличие упаковки, индивидуальная чувствительность веществ, их размещение в изделиях, тип упаковки груза и конструкции вагона влияют лишь на время свободного горения до момента взрыва.
При перевозке индивидуальных БВВ (в мешках или деревянной таре), относящихся в подавляющем числе случаев к подклассу 1.1 (приложение 1), загрузка вагона по взрывчатому веществу может достигать 20 тонн. В условиях пожара все мешки с БВВ, как правило, детонируют одновременно и поэтому данные грузы являются наиболее опасными по своим разрушительным последствиям. Тепловой прогрев БВВ в условиях пожара увеличивает вероятность перехода горения в детонацию, и в практической деятельности пожарные и аварийные службы должны принимать ее равной единице даже для малочувствительных промышленных ВВ, если в аварийной карточке на данный груз нет специальных оговорок о невозможности перехода горения в детонацию.
Характерным видом взрывчатого превращения пороха и твердого ракетного топлива является горение. Скорость горения может быть весьма высокой (особенно, если порох предварительно прогрет). Внешний эффект такого горения может выглядеть как взрыв, сопровождающийся разрушением укупорки, вагона и разбросом отдельных обломков на значительное расстояние. Разброс горящих частиц пороха и обломков деревянной укупорки создает зону сплошного пожара.
Заряды из твердого ракетного топлива способны к разлету на значительное расстояние (до нескольких километров) и при этом образуют отдельные очаги пожара. Кроме того, горение пороха и ракетного топлива сопровождается выделением больших количеств ядовитых газов и дыма.
При горении пиротехнических составов выделяется наибольшее количество тепла. Это способствует быстрому разрушению защитных контейнеров, огнепреграждающих перегородок и распространению пожара на соседние вагоны или складские помещения. Детонация при этом, как правило, отсутствует.
Изделия, содержащие ВВ, включают в себя все виды боеприпасов, то есть бомбы, фанаты, мины, снаряды, подрывные заряды и шнуры, а также реактивные изделия, специальные (осветительные, зажигательные и другие) заряды и заряды из промышленных ВВ для гражданского применения.
Поведение изделий при пожаре определяется, в основном, их назначением. Авиационные и артиллерийские снаряды в начале пожара взрываются по одному, а после прогрева сначала группами, а затем и в виде массового взрыва. Бомбы, морские мины и торпеды детонируют практически одновременно. При наличии метательного заряда (порох в гильзе и патроне) в первую очередь срабатывает пороховой заряд и ракетное топливо, что вызывает разброс боевых частей. Изделия, снаряженные воспламенительными, дымовыми и другими составами, при попадании в зону пожара срабатывают в соответствии со своим назначением, образуя дополнительные многочисленные зоны пожара. Наличие защитной укупорки, предохранительных механизмов, прочного корпуса не исключает возможности взрыва, а только увеличивает время до его возникновения.
Как правило, в вагон загружаются взрывоопасные грузы, относящиеся к одной группе совместимости, для их тушения применяется один тип огнетушащего вещества. Однако при крушении или при попадании в зону пожара состава с несколькими вагонами с грузами 1-го класса опасности особое внимание следует уделить уточнению групп совместимости грузов, находящихся в соседних вагонах, для того чтобы определить допустимость тушения или охлаждения одновременно нескольких этих вагонов одним типом огнетушащего вещества (приложение 2). При пожаре с присутствием груза ВМ, кроме опасных факторов, действующих на людей в условиях обычного пожара (высокая температура и тепловое излучение нагретых газов, сильное задымление), проявляются специфические опасные факторы, связанные с наличием ВМ:
- избыточное давление, образующееся во фронте воздушной ударной волны;
- осколки и обломки изделий, упаковки, вагонов и строительных конструкций, образующихся при взрыве ВМ;
- форс пламени в виде узкого высокоскоростного потока или направленного во все стороны (огненный шар) потока продуктов сгорания с температурой 2500 – 3000 оС, образующегося при горении порохов и пиротехнических составов и срабатывании изделий, имеющихся в их составе;
- сильнодействующие ядовитые газы, образующиеся при горении или взрыве ВМ.
При взрыве ВМ одновременно действуют три опасных фактора: избыточное давление во фронте ударной воздушной волны, осколки и тепловое излучение. Формулы для определения безопасных расстояний для данных опасных факторов и таблица безопасных расстояний для человека определенных для наиболее мощного фактора осколков, приводятся в аварийной карточке на данный груз.
Возможность использования строительных конструкций в качестве укрытия от осколков ограничена из-за их разрушения под воздействием воздушной ударной волны и образования осколков остекления и обломков зданий. Расстояния по разрушительному воздействию ударной волны при взрывах зарядов ВВ весом более 5 тонн на обычные здания в несколько раз превышают безопасные расстояния по воздействию осколков на человека.
При горении ВМ одновременно действуют два опасных фактора: динамическое воздействие форса пламени, образующегося при горении изделий из ракетного топлива, пороха или пиротехнических составов и ракетных двигателей в сборе, и тепловое излучение (особенно при горении пиротехнических составов). Безопасные расстояния по действию форса пламени на человека даны в аварийной карточке на груз.
В связи с наличием указанных опасных факторов на пожарах при наличии ВМ следует выделять две зоны:
- аварийная зона – вагон, группа вагонов (или часть площадки для погрузочно-разгрузочных работ), где наблюдается пожар;
- опасная зона – пространство вокруг аварийной зоны, в котором действуют или могут проявиться в процессе пожара специфические опасные факторы, связанные с горением или взрывом ВМ.
Принимается, что опасная зона имеет форму круга с центром, расположенным в эпицентре пожара. Размер опасной зоны определяется:
- при взрыве – безопасным расстоянием, определяемым по действию осколков на человека. Остальные опасные факторы действуют на меньшем расстоянии;
- при горении – безопасным расстоянием, определенным по действию форса пламени на человека.
Время существования опасной зоны определяется временами возникновения и исчезновения угрозы взрыва, то есть она возникает при загорании ВВ или его прогреве до критической температуры 180 °С и исчезает после взрыва или сгорания ВВ или после его охлаждения ниже критической. На практике за время возникновения опасной зоны принимается минимальное время, за которое может возникнуть угроза взрыва при попадании груза (упаковки) в зону обычного пожара. Поэтому для взрывчатых веществ, перевозимых без деревянной или специальной теплозащитной упаковки (например, в бумажных мешках), и для боеприпасов, перевозимых в обрешетке и без нее (например, авиационные бомбы и снаряды крупного калибра), для которых это время составляет несколько минут и сравнимо со временем обнаружения пожара, время возникновения опасной зоны принимается равным нулю, то есть она существует с момента возникновения пожара.
Нахождение людей внутри опасной зоны может привести к их травмированию и гибели, поэтому работа пожарных подразделений в опасной зоне запрещается.
Развитие аварийной ситуации на подвижном составе при перевозке взрывчатых материалов зависит от характеристики начальной стадии возникновения пожара. В связи с этим пожары, связанные с наличием ВМ, условно можно разделить на две группы.
К первой группе относятся пожары, связанные непосредственно с горением ВМ. Они возникают, как правило, при авариях, связанных с нарушениями регламента погрузочно-разгрузочных работ, режима хранения и транспортировки ВМ и при крушениях составов с ВМ. При этом взрыв или загорание ВМ происходит из-за разрушения укупорки и недопустимо высокого уровня механического воздействия непосредственно на открытые ВВ (просыпи) или изделия, их содержащие.
При массовом разрушении укупорки грузов подклассов 1.2, 1.3, 1.4 (например, при крушении) возникает опасность массового взрыва груза, упоминание о котором в аварийной карточке на этот груз отсутствует.
Пожары первой группы характеризуются высокой вероятностью перехода горения ВМ во взрыв (взрывное горение или детонацию) и непредсказуемостью времени его наступления, хотя начавшееся горение ВМ может в некоторых случаях закончиться полным его выгоранием без взрыва.
К первой группе относятся пожары внутри вагонов с ВМ, пожары рядом с ними при открытых дверях вагонов с ВМ, если они не находятся в исправной деревянной укупорке или термостойких контейнерах, а также пожары на месте крушения или аварии состава с ВМ.
Ко второй группе относятся пожары, которые начинаются с горения обычных горючих материалов. При этом ВМ находится в исправной упаковке, а размещение груза в вагоне, как правило, не нарушено. В этом случае загорание или взрыв ВМ происходит не сразу, а через некоторое время, необходимое для прогрева или прогара стенок вагона и укупорки и величину которого можно заранее рассчитать. Оно зависит от расстояния от очага пожара до места расположения ВМ и от свойств укупорки.
Время возникновения опасной зоны для пожаров второй группы с достаточной для практики точностью определяется расчетом.
Ко второй группе относятся любые пожары на площадках погрузки и выгрузки, если ВМ находятся в закрытой исправной укупорке, а также пожары на станциях, где находятся вагоны с ВМ.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения