Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
Статистика пожаров на судах показывает, что основными местами возникновения пожаров являются: жилые и служебные помещения, машинные отделения и грузовые помещения.
Пожар, как правило, возникает в одном помещении и некоторое время развивается скрытно. Продукты горения заполняют помещение, нагревают отделочные «материалы переборок, мебели и оборудования. Отделка из фанеры и горючих пластиков воспламеняется через 3...4 мин после начала пожара, а из трудновоспламеняющегося пластика загорается через 5...7 мин. Зашивка, образующая воздушную прослойку с переборкой, горит с обеих сторон и быстро выгорает.
Через неплотности дверей, открытые иллюминаторы и вентиляционные отверстия дым распространяется в коридоры и другие помещения. Коридорная система планировки способствует тому, что уже в течение нескольких минут значительная часть помещения бывает задымлена или отрезана от эвакуационных выходов. Средняя температура в жилых и служебных помещениях достигает 700÷900 °С.
Высокая скорость роста температуры и хорошая теплопроводность стальных перегородок и палуб приводят к распространению огня в смежные помещения, даже если они отделены перегородками.
Наиболее опасны пожары в жилых и служебных помещениях пассажирских судов, где трудности возникают при эвакуации людей. Сложны пожары в машинно-котельных отделениях, так как огонь быстро распространяется по вентиляции на палубы.
Пожары в сухогрузных трюмах характеризуются медленным развитием, но плотным задымлением, они могут перейти в надстройку и другие помещения.
В начальный период в танках нефтеперевозящих судов пожар может быть в виде факельного горения паров жидкостей или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких танках, что наиболее опасно. Горению жидкостей в танках свойственны явления вскипания и выброса, что приводит к растеканию выброшенного нефтепродукта по поверхности воды и конструкции судна.
В первый момент возникновения пожара важно ввести в действие специальные средства тушения, одновременно для уменьшения газового обмена закрывают двери, люки, иллюминаторы, выключают вентиляторы.
Основные средства тушения пожаров в жилых и служебных помещениях – вода и воздушно-механическая пена. При тушении пожаров водой внутри помещений применяются стволы РС –50. Интенсивность подачи воды 0,2 л/(с·м2). Стволы подают с таким расчетом, чтобы не допустить выхода огня наружу. В условиях плотного задымления стволы вводят звеньями ГДЗС. Для тушения наружных пожаров в надстройке применяют мощные стволы РС-70 и лафетные. Эффективное огнетушащее средство, особенно в небольших помещениях судов тонкораспыленная вода. При использовании смачивателей интенсивность подачи водянных растворов в виде распыленных струй 0,1 л/(с·м2).
Воздушно-механическую пену обычно применяют при объемном тушении, если нельзя проникнуть к зоне горения.
Основные направления введения сил и средств на тушение внутри надстройки – коридоры, трапы, люки, по которым спасают людей, ходовая рубка, электростанция, машинные помещения. При необходимости стволы вводят для защиты береговых сооружений и соседних судов.
РТП должен иметь в виду, что пожар может распространиться по скрытым путям конструкции судна, поэтому он тщательно осматривает все соседние с местом пожара помещения, а также шахты, люки, световые фонари для установления возможных мест тления и открытого пламени. При необходимости выполняют контрольные вскрытия, держа у места вскрытия действующий водяной ствол.
При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях успешно применяют пены различной кратности, а горение топлива под котлами эффективно тушат паром и водой с помощью стационарных систем пожаротушения и ручных стволов. Одновременно с тушением организуют охлаждение водяными струями баллонов с воздухом, запасных и основных топливных цистерн и цистерн с маслом, металлических переборок при воздействии на них источников тепла.
Пожары в сухогрузных трюмах наиболее трудные и длительные. В качестве огнетушащих средств применяют воду, пену различной кратности. Стволы в трюм подают по трапам и грузовым лифтам, а иногда вводят череззагрузочные световые люки. В процессе тушения пожара непрерывно охлаждают струями воды поперечные переборки, отделяющие грузовые трюмы от смежных отсеков, как со стороны грузовых трюмов, так и с противоположной. После тушения тщательно осматривают все помещения трюмов, чтобы не допустить повторного возникновения пожара. При тушении пожаров на нефтеналивных судах (танкерах) прежде всего, организуют остановку всех работ по наливу или накачке нефтепродуктов, а также уточняют род нефтепродукта и степень заполнения танков. Одновременно удаляют из танков сливно-наливные устройства, задраивают крышки люков негорящих танков, закрывают все двери, иллюминаторы и другие отверстия, останавливают искусственную вентиляцию.
Сразу же организуют охлаждение горящих и негорящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями из стволов РС-70 и лафетных. Интенсивность подачи воды на охлаждение металлических конструкций 0,2÷0,3 л/(с·м2).
На боевых позициях оставляют только личный состав пожарных подразделений и членов экипажей судов, непосредственно работающих с водяными и пенными стволами. Приступая к тушению пожара на танкере, сразу включают в работу стационарные огнетушащие установки с таким расчетом, чтобы одновременно подавать огнетушащие средства в горящий и смежный с ними танки.
Для тушения пожара передвижными средствами применяют воздушно-механическую пену средней кратности с интенсивностью подачи 0,15 л/(с•м2).
При горении в нескольких танках пожар тушить последовательно (после ликвидации пожара в одном танке переходить на другой), тушение начинать с танка, огонь которого больше всего угрожает смежным. Одновременно тушить несколько танков допустимо при достаточном количестве сил и средств.
Для пенной атаки используют все уцелевшие судовые пенные установки, а также средства прибывших пожарных подразделений и пенные установки других судов.
Горящие на поверхности моря нефтепродукты обычно тушат водой, для тушения используют пожарные катера с подачей водяных компактных струй от лафетных стволов и обычные портовые катера, снабженные ручными стволами.
РТП совместно с капитаном или лицом, его заменяющим, в ходе тушения пожара на танкере организуют непрерывную разведку пожара (с участием членов экипажа судна), чтобы вовремя определить изменение обстановки на судне, состояние смеси паров нефтепродуктов с воздухом в грузовых танках, а также вероятность выброса нефтепродуктов.
При тушении пожара на судах личный состав пожарных подразделений, действующих непосредственно на судне, должен работать в средствах защиты органов дыхания. Работу звеньев ГДЗС контролирует пост безопасности.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения