Выводы по тушению пожаров в самолетах
Пожары в самолетах – быстро протекающий процесс, при котором возможно загорание шасси, силовых установок, фюзеляжа, разлитого авиатоплива на месте происшествия.
Основными горючими материалами при пожарах шасси являются: гидрожидкость АМГ-10, резина пневматиков, магниевые сплавы; тележка шасси. Пожары шасси опасны тем, что пламя при горении гидрожидкости и резины взаимодействует с алюминиевыми сплавами крыла и обшивки воздушного судна, а при температуре горения магниевых сплавов (3000 °С) происходит постепенное оплавление и загорание граничных участков, в связи с чем площадь горения распространяется на всю поверхность конструкции.
В начальной стадии загорания тушение шасси не представляет тактической трудности, так как горение гидрожидкости и резины успешно ликвидируется распыленными струями раствора пенообразователя в воде из ручных и лафетных стволов.
Для тушения магниевых сплавов в настоящее время используется 4 – 6 % раствор пенообразователя, который подается из ручных стволов РС-70 со снятым насадком при давлении 0,15...0,2 МПа. При данном приёме возможен разброс горящих капель магния диаметром 6 – 8 мм на расстояние до 10 м, которые при попадании на горючие материалы могут вызвать новые очаги горения.
Применяется также комбинированный способ тушения, при котором зона горения магниевых сплавов покрывается слоем порошка толщиной 15...20 мм, который подается под давлением 0,15...0,2 МПа. В результате на горящем металле образуется кипящая корка, состоящая из расплава магния и огнетушащего порошка. Для исключения повторных воспламенений магния сразу же за подачей порошкового состава и образованием корки зона горения охлаждается распыленными струями воды и водного раствора пенообразователя. Время тушения комбинированным способом 1,5 мин, и отсутствует выброс расплавленных капель металла. При тушении шасси ствольщик должен работать спереди или сзади шасси.
Развитие пожаров в силовых установках характеризуется быстрым ростом температуры внутри подкапотного пространства с последующим прогаром противопожарных титановых перегородок и переходом огня по внутренним частям крыла к топливным бакам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тушения силовых установок осложняется ограничейной возможностью подачи огнетушащих веществ непосредственно в зону горения из-за конструктивных особенностей и высоты расположения их над уровнем земли.
С целью сохранения конструктивных элементов силовых установок необходимо в первую очередь применять диоксид углерода, голоидированные углевожороды фреон 114В2 и только при отсутствии названных огнетушащих составов или невозможности их применения использовать воздушно-механическую пену низкой кратности, а при горении магниевых сплавов – порошковый составы. Одновременно с тушением необходимо охлаждать капот и прилегающее к ней крыло струями воды и раствора пенообразователя с интенсивностью 0,08 л/(с • м2). При горении силовой установки и истечении горящего авиатоплива наиболее эффективен комбинированный способ тушения, при котором горение авиатоплива ликвидируют струей огнетушащего порошка, а внутрь силовой установки подают диоксид углерода.
Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах, для которых характерны: плотное задымление, высокий температурный градиент по высоте помещения, наличие в продуктах сгорания большого количества высокотоксичных веществ при малом размере зоны горения. Процесс горения внутри пассажирских салонов до их разгерметизации полностью зависит от концентрации кислорода в воздушном объеме салона. Через 2...3 мин после возникновения пламенного горения смертельно опасных уровней достигают концентрации окисей углерода, синильной кислоты, акрилнитрила и других токсичных веществ, а температура пожара колеблется в пределах 50...250 °С.
Поскольку среднеобъемная температура и концентрация токсичных вещест в салоне достигают высоких значений, первоочередной задачей является организация быстрой и безопасной эвакуации людей с одновременной ликвидацией горения.
Основными средствами для тушения пожаров внутри пассажирских самолетов являются распыленная вода и водные растворы пенообразователя из ручных стволов с насадками НРТ-5, НРТ-10 с интенсивностью 0,08 л/(с • м2) или из расчета ствол РС-50 нa 10 м длины фюзеляжа или ствол с насадком НРТ на 12м.
При отсутствии внутри пассажирских салонов людей выбор огнетушащих средств не ограничивается.
При невозможности проникновения внутрь пассажирских салонов и отсутствия там людей с помощью специальных стволов-пробойников вводится диоксид углерода.
Применение в данной ситуации водного раствора пенообразователя или воды нецелесообразно, так как они не попадут в зону горения и не дадут нужного эффекта. При горении разлитого под и около воздушного судна топлива, прибывшие пожарные подразделения ручными и лафетными стволами организуют подачу воздушно-механической пены на тушение основных очагов горения – горевшего авиатоплива. Струи воздушно-механической пены необходимо подавать по касательным к поверхности зеркала авиатоплива как можно под более острым углом под основание пламени, подрезая его. Одновременно с тушением производится охлаждение обшивки фюзеляжа с интенсивностью 0,08 л/ (с • м2). При тушении пожаров разлитого авиатоплива необходимо учитывать направление ветра и стремиться подавать струи строго по ветру. Для охлаждения должны использоваться совместимые огнетушащие составы, но лучше применять те же, что и для тушения.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения