Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
Вид топлива | Возможная площадь растекания (1т), м2 | Скорость растекания горящего топлива, см/с | Скорость выгорания | Температура пламени, оС | |
мм/мин | кг/м2мин | ||||
Авиационные легкие бензины | До 800 | 20-45 | 2-2,1 | 1,53 | 1250 |
Автомобильные бензины | До 1000 | 20-35 | 1,7-1,8 | 1,35 | 1250 |
Керосины | 800-1000 | До 20 | 0,97-1,1 | 0,85 | 1200 |
Дизельное топливо (легкое) | 800-1000 | 20-25 | 0,85-0,88 | 0,74 | 1100 |
Дизельное топливо (соляровое масло) | 800-1000 | 20-25 | 0,84-0,85 | 0,73 | 1100 |
Мазуты типа «ф» | 600-750 | 20-25 | 0,7-0,74 | 0,65 | 1100 |
Топливный мазут | До 250 тонет в пресной воде | 8-10 | - | 0,60 | 1000 |
При авариях, пожарах и взрывах судов заправляющихся у пирсов на перевалочных нефтебазах и разливе нефтепродукта по воде необходимо ограждать сплошной цепью боковых заграждений акваторию около пирса изолируя ее от моря.
На реках имеющих глубину не менее 1,5 м и скорость течения до 0,2 м/с можно использовать боновые заграждения и нефтесборщик. Боновые заграждения должны храниться на нефтебазах расположенных, на берегах водоемов, рек, морских пирсах – в помещениях находящихся вблизи мест их вероятной установки. Боны изготавливаются из специальной ткани, длина одной секции от 10 до 25 м и высотой около метра. Один бонн два человека могут установить за 3-5 мин. В готовом виде бонн выходит над поверхностью воды на 0,3 м. Бонны могут храниться на пожарных судах.
При горении нефти на воде сгорает не вся нефть. Так как при горении повышается температура и уменьшается вязкость плавающей на воде нефти, то происходит ее растекание по поверхности тонким слоем, который уже не способен гореть.
Одним из способов ликвидации пятна нефти или нефтепродуктов на воде является его сжигание. Перед сжиганием нефтяного пятна на воде его надо полить керосином или дизтопливом по всему фронту движения, а потом поджечь одновременно в нескольких местах с помощью факелов.
В этом случае боновых и других ограждений не должно быть на водоеме, все нефтесборщики отводятся в безопасное место. Если нефтяное пятно находится у брега водоема, то по его периметру на берегу должны выставляться посты с первичными средствами пожаротушения или (и) пожарные автоцистерны для предотвращения перехода огня на береговые сооружения, лесные массивы и т.п.
Другим способом ограничения растекания и тушения нефти или нефтепродуктов на воде являются пожарные водяные стволы, с помощью которых подается вода сплошными струями или распыленная на поверхность (кромку) нефтяного пятна.
Действия пожарной охраны и других аварийных служб должны быть направлены на решение двух основных задач: первая – ограничение площади растекания нефти и извлечение ее из воды; вторая – создание водонефтяной эмульсии для уменьшения опасности и ликвидации горения разлитой нефти. В эмульгированном нефтепродукте снижается опасность возникновения пожара, но очень затрудняется его извлечение из воды, иногда становится даже невозможным.
Из всего многообразия возможных аварийных ситуаций наиболее типичным, где преобладает одна из следующих опасностей, являются:
- возможное воспламенение и горение нефтепродукта, но без угрозы распространения огня сливо-наливные пирсы, суда, береговые сооружения;
- возможное воспламенение нефти и нефтепродукта с угрозой распространения горения на судно у сливо-наливного пирса или в море. После устранения утечки жидкости главной задачей будет выход танкера (судна) из пожароопасной зоны, а затем ликвидация горения загрязнения окружающей среды;
- возможна утечка нефтепродукта и угроза возникновения пожара, а также распространение его на несколько танкеров (судов) и береговые сооружения нефтебазы. В этом случае первой решается задача устранения пожара пролитого нефтепродукта на всей его площади, а затем ликвидация загрязнения окружающей среды.
Основным и самым дешевым способом защиты от пожара нефтяного пятна является эмульгирование нефти или нефтепродукта с водой. Основным методом борьбы с загрязнением окружающей среды является ограничение растекания и сбор нефтепродукта из воды и с береговой полосы.
Эмульгирование нефтепродукта в воде достигается интенсивным движением пожарных судов от границы опасной зоны с постепенным приближением к ее центру или одновременной обработке поверхности нефтепродукта компактными водяными струями из пожарных стволов. Этот метод применяется тогда, когда другие методы не дают положительного результата. Эмульгирование нефти или нефтепродуктов в воде мощными водяными струями должно производиться под углом 45о и более с минимальной высоты и минимальном расстоянии от ствола до нефтяного пятна. Даже при соблюдении всех этих условий, процесс эмульгирования нефтепродукта в воде водяными струями происходит продолжительное время.
Водяные струи из лафетных стволов пожарных судов и судов-спасателей можно использовать для создания направленного течения воды, ограничения растекания и сбора нефти в малоподвижной воде рек и морей.
Распыленная и мелкораспыленная часть струи не эффективна для создания условий ограничения растекания нефти или нефтепродукта по воде. Однако этими струями можно ликвидировать горение жидкости по периметру разлива на небольшой площади, если обеспечить подачу воды с интенсивностью не менее 0,2-0,3л/м2с. на расчетную площадь пожара.
Для ограничения растекания нефти по воде компактные струи из пожарных стволов должны вводиться на удалении 30-50 м. от фронта площади разлива, чтобы предотвратить разрушение пленки нефтяного пятна. Торможение растекания нефти достигается за счет формирования зоны направленного слабого течения потоков в воде. Для этого необходимо в течении длительного времени направлять водную струю в одну и туже точку под небольшим углом к поверхности воды.
Для воздействия на нефть находящуюся за ограничивающим ее растекание ограждением целесообразно применять водяные стволы с небольшим расходом. Сгонять нефть к нефтесборщику или другому устройству для сбора нефти, а также вымывать ее или другие нефтепродукты из-под сливо-наливочного пирса в заграждение для последующего извлечения из воды можно сплошными и распыленными водяными струями.
Для ограничения растекания нефти по водной поверхности могут применяться различные газовые струи.
Ликвидировать горение разлитой на поверхности воды нефти или нефтепродуктов можно распыленными струями воды из насадков типа НРТ-5 (10,20). Стволы с насадками НРТ необходимо прикрепить к деревянному или металлическому удлинителю и выдвинуть за пределы борта пожарного судна (или берега) в горизонтальном положении. Радиус действия водяной струи достигает 20-25 м, а высота 10-15 м при напоре на стволе 0,6 МПа. Для создания требуемой интенсивности 0,2 л/м2с необходимо устанавливать рядом два ствола с насадками НРТ.
На случай аварии или пожара на судне разрабатывается оперативный план по их ликвидации.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения