5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
Судовые помещения бывают следующего назначения: посты управления, жилые, служебные, грузовые, машинные, производственные, насосные, специальные электрические, специальной категории.
Неметаллические материалы испытываются на горючесть и подразделяются на горючие и негорючие.
Негорючий материал – материал, который при нагревании до температуры 750 °С не горит и не выделяет горючих газов в количестве, достаточном для их самовоспламенения.
Любой другой материал считается горючим. Материалы, применяемые для облицовки (обшивки) переборок, подволоков и палуб, испытываются на поверхностную воспламеняемость и при удовлетворительных результатах испытаний характеризуются как медленно распространяющие пламя по поверхности.
Медленное распространение пламени означает, что поверхность, характеризуемая подобным образом в достаточной степени, ограничивает распространение пламени.
Первичные палубные покрытия подразделяются на не легковоспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся.
Палубные покрытия не легковоспламеняющиеся – покрытия, которые при испытаниях на воспламеняемость обладают характеристиками медленного распространения пламени и не образуют горящих капель.
Прочие палубные покрытия считаются легковоспламеняющимися.
Ткани и пленки, применяемые для изготовления занавесей, штор и других подобных висящих изделий, испытываются на сопротивление воздействию пламени. Выдержавшие испытания признаются пригодными к использованию для указанных целей.
Материалы (комбинации материалов) для обшивки мягкой мебели испытываются на сопротивляемость воспламенению и распространению пламени.
Материалы (комбинации материалов) считаются выдержавшими испытания, если в течение 1 ч от начала испытания не наблюдается их пламенное горение или прогрессирующее тление.
Постельные принадлежности (одеяла, покрывала, подушки, матрацы, включая тонкие легкие, используемые поверх других матрацев) испытываются на воспламеняемость и классифицируются как не склонные к воспламенению, если при испытаниях не наблюдается их пламенное горение или прогрессирующее тление.
Во время постройки судна освидетельствованиям Регистра подлежат конструктивная противопожарная защита, материалы, идущие на внутреннюю отделку судовых помещений, в отношении их пожароопасных свойств, системы пожаротушения и пожарной сигнализации, за исключением противопожарного снабжения, в отношении которого производится только проверка комплектности в соответствии с нормами настоящей части Правил и соответствия размещения.
Для одобрения вновь применяемых активных средств борьбы с пожарами и пассивных средств конструктивной противопожарной защиты Регистру должны быть представлены:
• материалы по огневым испытаниям, проведенным компетентными организациями, подтверждающие эффективность огнетушащего вещества при рекомендуемых нормативах по составу и интенсивности подачи, а также сведения об условиях и продолжительности его хранения;
• технические материалы по огневым испытаниям противопожарных конструкций типов А и В и закрытий отверстий в этих конструкциях (в том числе дверей типов А и В);
• чертежи узлов противопожарных конструкций с данными, подтверждающими их соответствие конструкциям типов А и В;
• данные о горючести материалов с ссылкой на документы, которыми подтверждается проведение соответствующих испытаний этих материалов;
• чертежи и расчеты отдельных типовых узлов (оборудования) систем пожаротушения и сигнализации;
• чертежи типовых деталей вентиляции жилых, служебных, грузовых, машинных и производственных помещений, необходимой для обеспечения пожарной безопасности судна.
• на каждом судне в ЦПП либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна, ясно показывающие для каждой палубы:
• размещение постов управления;
• расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
• помещения, защищаемые системой пожарной сигнализации;
• помещения, защищаемые стационарными системами пожаротушения с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположение пожарных кранов;
• средства доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;
• системы вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;
• размещение противопожарного оборудования;
Второй комплект планов защищенный от воздействия морской среды, должен постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном укрытии, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком.
За исключением грузовых помещений, почтовых отделений, багажных отделений и холодильных кладовых служебных помещений, изоляционные материалы должны быть негорючими. Не требуется, чтобы антиконденсатные материалы и клеи, а также изоляция арматуры трубопроводов систем охлаждения были негорючими, но их количество должно быть сведено к практически возможному минимуму, а их открытые поверхности должны иметь характеристики медленного распространения пламени.
В помещениях, в которых могут быть нефтепродукты, поверхность изоляции должна быть непроницаемой для них и их паров.
Шахты и верхние перекрытия машинных помещений категории А должны быть стальными. Отверстия в этих перекрытиях и шахтах должны быть устроены и защищены так, чтобы препятствовать распространению огня.
Плиты настилов обычных проходов в машинных помещениях категории А должны изготовляться из стали.
Помещения сепараторов и подобные помещения, должны быть ограничены стальными переборками, простирающимися от палубы до палубы.
Если для изготовления надстроек и рубок, а также при постройке судов валовой вместимостью менее 300 применяются алюминиевые сплавы, должно быть обеспечено следующее:
- металлическая основа несущих конструкций типа А или В, выполненная из алюминиевого сплава, должна быть покрыта изоляцией таким образом и такой толщины, чтобы в любой момент стандартного испытания огнестойкости образцов таких конструкций температура основы не превышала первоначальной более чем на 200 оС. Для судов валовой вместимостью менее 300 процесс стандартного испытания огнестойкости конструкций типа А может длиться 30 мин вместо 1 ч;
- должны быть приняты необходимые меры для того, чтобы изготовленные из алюминиевого сплава детали колонн, пиллерсов и другие элементы конструкций, служащие опорой для мест расположения и спуска спасательных шлюпок и плотов, мест посадки в них, и перекрытий типа А отвечали требованиям к повышению температуры основы в течение 1 ч, а элементы, служащие опорой перекрытиям типа В, – в течение 30 мин;
- использование горючих материалов для изготовления конструкционных деталей, обрешетника, зашивки переборок, мебели и т.п. в надстройках и рубках, изготовленных из алюминиевых сплавов, должно быть ограниченным.
Подволоки коридоров и помещений должны быть изготовлены из негорючих материалов.
Масса горючих материалов, применяемых для изготовления внутренних переборок, обрешетников. зашивки, декоративной отделки, мебели и прочего оборудования постов управления, жилых и хозяйственных помещений (кроме саун и охлаждаемых кладовых) не должна превышать 45 кг на 1 м2 площади палубы каждого помещения.
Регистр может пересмотреть указанную норму таких материалов в зависимости от типа и назначения судна.
Корпус, надстройки, рубки, конструкционные переборки и палубы должны выполняться из стали или из другого равноценного материала.
В зависимости от назначения и размеров судна Регистр может допустить применение иных материалов.
Первичные палубные покрытия, если они применяются в жилых и служебных помещениях и постах управления, должны быть из материала, который не является легковоспламеняющимся или представляющим опасность в отношении выделения токсичных или взрывоопасных веществ при пожаре.
Краски, лаки и прочие отделочные материалы, применяемые на открытых поверхностях внутри помещений, не должны приводить к образованию чрезмерного количества дыма и тепла.
На нефтеналивных и нефтесборных судах в грузовых танках, коффердамах, насосных помещениях, в районе грузовых палуб и в других местах, где возможно скопление взрывоопасных паров, применение алюминиевых красок не допускается.
На грузовых судах негорючие переборки, подволоки и зашивки, установленные в жилых и служебных помещениях, могут быть отделаны горючими материалами, облицовками, багетами, декорациями и пленками при условии, что эти помещения ограничены негорючими переборками, подволоками и зашивками.
Горючие материалы, используемые для облицовки и отделки поверхностей, должны иметь теплотворную способность не более 45 МДж/м2 с учетом их толщины.
Огнестойкие конструкции типа А – это конструкции, которые образованы переборками или палубами и они должны быть:
- изготовлены из стали или из другого равноценного материала;
- изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через них дыма и пламени до конца 60 мин стандартного испытания огнестойкости;
- изолированы негорючими материалами так, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась более чем на 140 оС по сравнению с первоначальной; при этом температура в любой точке, включая любое соединение, не должна повышаться более чем на 180 °С по сравнению с первоначальной.
В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям имеют следующие обозначения: А-60 – в течение 60 мин.; А-30 – 30 мин; А15 – 15 мин; А-0 – в течение 0 мин.
Из конструктивной противопожарной защиты должна приниматься во внимание опасность переноса тепла на стыках и оконечностях требуемых температурных барьеров. Изоляция палуб и переборок, изготовленных из стали или алюминия, должна продолжаться на расстояние не менее 450 мм за границы конструкций, образующих данное помещение. Если помещение разделяется палубой или переборкой типа «А», имеющими изоляцию разной величины, то изоляция большей величины должна продолжаться по палубе или переборке на расстояние не менее 450 мм от конструкций с изоляцией меньшей величины.
Переборки типов А и В, имеющие основу из алюминиевого сплава, должны иметь изоляцию с обеих сторон основы, если они являются несущими, или если они разделяют смежные помещения, в каждом из которых имеется горючая среда. Переборки, не являющиеся несущими, могут не иметь изоляции на стороне основы, обращенной к помещению, в котором отсутствует горючая среда. Палубы типа А, имеющие основу из алюминиевого сплава, должны быть изолированы снизу.
Огнезадерживающие конструкции или конструкции типа В – конструкции, которые образованы переборками, палубами, подволоками или зашивками и которые должны быть:
- целиком изготовлены из негорючих материалов;
- допускается применение горючей облицовки;
- изготовлены так, чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени в течение 30 мин стандартного испытания огнестойкости;
- снабжены изоляцией такой толщины, чтобы средняя температура поверхности на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась более чем на 140 °С по сравнению с первоначальной и в любой точке, включая любое соединение, не повышалась более чем на 225 °С по сравнению с первоначальной при воздействии пламени с любой стороны. В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваиваются следующие обозначения: В-15 – в течение 15 мин, В-0 – в течение 0 мин.
Конструкция всех дверей и дверных рам в перекрытиях типа А с устройствами, удерживающими их в закрытом состоянии, должна обеспечивать такую же огнестойкость и такую же непроницаемость от дыма и огня, как и переборки, в которых они установлены.
Такие двери и дверные рамы должны быть изготовлены из стали или другого равноценного материала. Двери и дверные рамы в перекрытиях типа В и устройства их крепления должны обеспечить огнестойкость, равноценную огнестойкости перекрытий, в которых они установлены.
Все окна и иллюминаторы в переборках внутри жилых и служебных помещений должны быть устроены таким образом, чтобы их установка не ухудшила противопожарных свойств переборки.
Указанное требование не применяется к остекленным переборкам, окнам и иллюминаторам в наружных поверхностях судна и к наружным дверям в надстройках и рубках, за исключением пассажирских судов.
Водонепроницаемые двери могут не изолироваться и не требуют огневых испытаний при их установке ниже палубы переборок.
Двери во всех огнестойких переборках (в том числе самозакрывающиеся и двери с автоматическим закрыванием) должны быть устроены так, чтобы была обеспечена возможность их открывания вручную усилием одного человека с любой из сторон переборки.
Двери в машинные помещения категории А и выгородки трапов, за исключением водонепроницаемых дверей с приводом от источника энергии, а также обычно запертых, должны быть самозакрывающегося типа и не должны иметь удерживающих устройств. Однако могут применяться удерживающие устройства, снабженные дистанционно управляемым освобождающим механизмом безотказного типа.
Устройство вентиляционных отверстий и решеток в дверях типа А не допускается.
В нижней половине дверей типа В или под ними, за исключением дверей в выгородках трапов, допускается устройство вентиляционных отверстий.
Общая полезная площадь такого отверстия (отверстий) не должна превышать 0,05 м2.
В качестве альтернативы допускается выравнивающий давление канал вентиляции. Если такое отверстие вырезано в двери, оно должно иметь решетку из негорючего материала.
Верхняя часть дверей типа В может иметь остекление, для чего должны применяться жаростойкие стекла особой выделки или стекла, армированные металлической сеткой.
Должны быть предусмотрены средства управления: открытием и закрытием световых люков; закрытием отверстий вытяжной вентиляции, расположенных в дымовых трубах; закрытием вентиляционных заслонок; выпуском дыма; закрытием дверей, имеющих привод от источника энергии или приведением в действие механизма освобождения дверей, не являющихся водонепроницаемыми и имеющими привод от источника энергии; закрытием других отверстий помещений, защищаемых системами объемного тушения. Средства управления должны размещаться за пределами обслуживаемых помещений или в месте, где они не будут отрезаны в случае пожара.
На пассажирских судах такие средства должны размещаться в одном месте либо по возможности в малом числе мест, к которым обеспечивается безопасный доступ с открытой палубы.
Постоянные отверстия в обшивке корпуса, выходы или головки вентиляции открытых и закрытых грузовых помещений накатных судов, а также помещений специальной категории должны быть расположены таким образом, чтобы пожар в этих помещениях не угрожал местам установки и посадки в спасательные шлюпки и плоты, жилым и служебным помещениям и постам управления в надстройках и рубках над указанными помещениями.
Кладовые легковоспламеняющихся материалов, как правило, не должны размещаться в одной надстройке или рубке с жилыми помещениями. Входы в кладовые должны устраиваться непосредственно с открытой палубы или через коридор и/или трап, ведущий только к этим кладовым.
Размещение кладовых допускается в районе жилых помещений, но не смежных с ними.
Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 45 °C должны храниться в вентилируемых кладовых в металлических цистернах.
Если общая вместимость цистерн составляет 250-2500 л, кладовая должна быть оборудована независимой искусственной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей удаление воздуха из нижней части помещения с интенсивностью не менее 20 обменов в час по объему помещения. Приточная вентиляция может быть естественной. Включение вентиляторов должно быть сблокировано с открыванием дверей в кладовую.
Выходы из кладовых горючих материалов рекомендуется предусматривать на открытую палубу или в коридор, имеющий прямое сообщение с открытой палубой.
Независимые крюйт-камеры и ящики для хранения взрывчатых веществ должны располагаться на открытой палубе в местах, защищенных от непосредственного воздействия моря. Должна быть обеспечена достаточная защита от теплого воздуха и опасных испарений, исходящих из камбузов, насосных отделений и т.д., а также от воздействия радиоизлучения на некоторые взрывчатые вещества.
Ящики для хранения взрывчатых веществ должны располагаться на открытой палубе, по крайней мере на 0,1 м над палубой и на таком же расстоянии от любой рубки в местах, откуда удобно выбрасывать их содержимое за борт.
Переборки и палубы, образующие крюйт-камеры, должны быть стальными водонепроницаемыми, выполненными как конструкции типа А-15.
Крюйт-камеры должны быть оборудованы автоматическими тепловыми извещателями, срабатывающими при повышении температуры более 40°С. Указатель сигнализации должен находиться в рулевой рубке и в каюте старшего помощника капитана.
Для снаряжения зарядов и прочей подготовки взрывчатых веществ к использованию должны быть предусмотрены специальные зарядные помещения, которые должны быть выгорожены стальными конструкциями и располагаться на открытой палубе с удалением от постов управления, жилых и служебных помещений. Переборки, палубы и оборудование зарядных помещений должны быть облицованы материалами, исключающими искрообразование.
Из каждого камбуза, обслуживающего 50 чел. и более, должно быть предусмотрено не менее двух выходов, за исключением камбузов, которые работают на электричестве и могут иметь один выход.
Оборудование камбузов, работающих на жидком топливе или газе, должно быть выполнено из негорючих материалов.
Оборудования камбузов допускается дерево (предпочтительно твердых пород).
При работе оборудования на жидком топливе допускается использование топлива с температурой вспышки не ниже 60 оС.
Вместимость расходных топливных цистерн, установленных в помещении камбуза, должна быть рассчитана на не более чем на суточную потребность.
Расположение цистерн для топлива и масел в районе жилых, служебных и охлаждаемых помещений допускается при условии разделения их коффердамами.
По согласованию с Регистром и при условии принятия специальных мер может быть допущено отделение указанных отсеков и помещений от цистерн без устройства коффердамов.
Сжиженный газ может использоваться для камбузных плит, а также для проточных обогревателей жидкости, потребляющих не более 1 кг/ч сжиженного газа.
Применение сжиженного газа на пассажирских и нефтеналивных судах является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.
На судах, перевозящих более 36 пассажиров, корпус, надстройка и рубки должны быть разделены на главные вертикальные зоны перекрытиями типа А-60. Число уступов и выступов (рецессов) должно быть минимальным, а там, где они необходимы, они также должны быть выполнены перекрытиями типа А-60. Если с одной стороны перекрытия имеется помещение специальных категорий или топливные танки расположены по обе стороны перекрытия, тип огнестойкости может быть снижен до А-0.
На судах, перевозящих не более 36 пассажиров, корпус, надстройки и рубки в районе расположения жилых и служебных помещений должны быть разделены на главные вертикальные зоны перекрытиями типа А.
Переборки, образующие границы вертикальных зон выше палубы переборок, должны быть расположены, насколько это практически возможно, в одной вертикальной плоскости с водонепроницаемыми переборками деления на отсеки, расположенными непосредственно под палубой переборок. Длина и ширина главных вертикальных зон может быть увеличена максимум до 48 м, чтобы совместить концы главных вертикальных зон с водонепроницаемыми переборками деления на отсеки или чтобы разместить большое общественное помещение, простирающееся на всю длину главной вертикальной зоны при условии, что общая площадь главной вертикальной зоны не превышает 1600 м2 на любой палубе.
Переборки, образующие границы главных вертикальных зон, должны простираться от палубы до палубы и до обшивки корпуса или других ограничивающих конструкций.
На судах, предназначенных для специальных целей, таких как автомобильные или железнодорожные паромы, где установка переборок главных вертикальных зон препятствовала бы использованию судна по назначению, должны быть предусмотрены равноценные средства тушения и ограничения распространения пожара, которыми могут быть водяные завесы.
На судах, перевозящих не более 36 пассажиров, если помещение защищено автоматической спринклерной системой или имеет непрерывный подволок типа В, отверстия в палубах, не образующих уступов в главных вертикальных зонах и не ограничивающих горизонтальные зоны, должны иметь достаточно плотные закрытия, и такие палубы должны отвечать требованиям огнестойкости типа А.
На судах, перевозящих более 36 пассажиров, все переборки, которые не требуется выполнять как конструкции типа А, должны быть типа В или С.
На судне, оборудованном автоматической спринклерной системой, отвечающей положениям Кодекса по системам противопожарной безопасности, переборки коридоров могут заканчиваться у подволока в коридоре при условии, что такие переборки и подволоки являются конструкциями типа В. Все двери и дверные рамы в таких переборках изготавливаются из негорючих материалов и должны иметь ту же огнестойкость, что и переборка, в которой они установлены.
Защита трапов должна быть выполнена следующим образом:
• трап, соединяющий только две палубы, может не выгораживаться при условии, что огнестойкость палубы обеспечивается соответствующими переборками или дверями в одном междупалубном пространстве. Если трап выгорожен в одном междупалубном пространстве, то эта выгородка должна быть защищена;
• в общественных помещениях трапы могут не иметь выгородок при условии, что они полностью расположены внутри таких помещений;
• выгородки трапов должны иметь непосредственное сообщение с коридорами.
В пределах периметра таких выгородок трапов разрешены только общественные туалеты, кладовые из негорючего материала для хранения предметов аварийно-спасательного имущества и противопожарного снабжения и бюро информации открытого типа для пассажиров.
Конструкция подволок и зашивка переборок должны быть такими, чтобы пожарные дозорные, не нарушая эффективности противопожарной защиты, могли обнаружить дым, появившийся в труднодоступных и недоступных местах; исключение составляют места, в которых отсутствует опасность возникновения пожара.
Все двери типа А, размещенные в выгородках трапов, общественных помещениях и переборках главных вертикальных зон на путях эвакуации, должны быть оборудованы отверстиями для прокладки пожарных рукавов с самозакрывающимся устройством. Материал, конструкция и огнестойкость этого устройства должны быть такими же, что и у двери, в которой отверстие выполнено. Отверстие должно иметь площадь в свету 150 см2 при закрытой двери и должно быть расположено в нижней части двери с противоположной стороны от петель двери или, если двери скользящего типа, как можно ближе к стороне открытия.
Двери кают в переборках типа В должны быть самозакрываюшегося типа.
Окна, выходящие на места размещения спасательных средств и устройств, сбора и посадки, внешние трапы и открытые палубы, используемые в качестве путей эвакуации, и окна, находящиеся под районами посадки в спасательные плоты и под слипами для эвакуации, должны иметь требуемую огнестойкость. Однако, если для окон специально предусмотрена автоматическая спринклерная система, могут быть допущены окна типа А-О. при этом спринклеры должны быть расположены над окнами и установлены дополнительно к спринклерам подволоков , установленные таким образом, чтобы окно защищалось водяным потоком с подачей по меньшей мере 5 л/м2, а площадь окна должна включаться в расчет площади охвата спринклером. Окна, расположенные по борту судна ниже мест посадки в спасательные шлюпки, должны иметь огнестойкость, равную, по меньшей мере, типу А-О.
На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, переборки и палубы, ограничивающие закрытые и открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, должны быть типа А-60.
Если топливные танки находятся под грузовым помещением с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, тип огнестойкости разделяющей палубы может быть снижен до А-О.
В жилых и служебных помещениях должен быть принят один из следующих способов защиты:
- способ IС: устройство в жилых и служебных помещениях всех внутренних переборок из негорючих конструкций типа В или С;
- способ IIС: устройство спринклерной автоматической системы пожаротушения и сигнализации пожара во всех помещениях, в которых возможно его возникновение;
- способ IIIС: устройство стационарной системы сигнализации обнаружения пожара.
Для определения типа конструкций между смежными помещениями эти помещения Регистр допускает размещение над грузовой зоной навигационного поста, используемого только для навигационных целей. Навигационный пост должен быть отделен от палубы грузовых танков открытым пространством высотой не менее 2 м.
Если пост управления судном расположен на палубе бака или в носовой части судна, имеющего носовое грузовое устройство, должны быть приняты меры по оборудованию этого поста аварийным выходом, обеспечивающим безопасную эвакуацию при пожаре.
Машинные помещения должны быть расположены в корму от грузовых танков, сливных цистерн, от насосных помещений и коффердамов, но не обязательно в корму от топливных цистерн. Любое машинное помещение должно быть отделено от грузовых танков и сливных цистерн коффердамами, насосными помещениями, топливными цистернами или балластными танками.
Насосные отделения, в которых находятся насосы и относящееся к ним оборудование для балластировки отсеков, примыкающих к грузовым танкам и сливным цистернам, а также насосы для перекачки топлива, могут применяться для отделения машинных помещений от грузовых танков и сливных цистерн, если они имеют такой же уровень безопасности, что и грузовые насосные отделения.
Насосные отделения должны быть выгорожены газонепроницаемыми переборками.
В переборках и палубах, отделяющих грузовые насосные отделения от других помещений, может допускаться установка постоянных газонепроницаемых световых выгородок предназначенных для освещения грузовых насосных отделений, при условии, что эти выгородки имеют достаточную прочность, огнестойкость, и газонепроницаемость.
Посты управления, в том числе грузовыми операциями, жилые и служебные помещения должны быть расположены в корму от всех грузовых танков, сливных цистерн и помещений, отделяющих грузовые танки или сливные цистерны от машинных помещении, но не обязательно в корму от топливных цистерн и балластных танков, и должны быть оборудованы таким образом, чтобы любое повреждение палубы или переборки не приводило к поступлению газов или паров из грузовых танков в эти помещения.
Водопожарная система должна отвечать следующим дополнительным требованиям:
- обеспечивать немедленную подачу воды под требуемым давлением путем постоянного поддержания давления в магистрали или с помощью дистанционного пуска пожарных насосов;
- подавать в любую часть порожнего грузового помещения такое количество воды, которое обеспечивается четырьмя стволами с предусмотренными насадками при необходимом давлении;
- обеспечивать эффективное охлаждение грузового помещения системой водораспыления.
В грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения пожара.
В грузовых помещениях всех других типов должна быть установлена либо стационарная система сигнализации обнаружения пожара, либо система дымообнаружения.
Для грузовых помещений должны быть предусмотрены переносные огнетушители общей вместимостью по меньшей мере 12 кг сухого порошка или равноценные им. Эти огнетушители предусматриваются в дополнение к любым другим переносным огнетушителям.
Каждое открытое грузовое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, над которым расположена палуба, и каждое помещение, рассматриваемое как закрытое грузовое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которое не может быть плотно закрыто, должно быть оборудовано стационарной системой водораспыления с ручным управлением, которая должна защищать все участки любой палубы и площадки для транспортных средств в таком помещении. Регистр может разрешить применение любой другой стационарной системы пожаротушения, если натурными испытаниями было доказано, что она является не менее эффективной.
Суда, имеющие в символе класса знак оснащенности средствами борьбы с пожарами на других судах, их корпус, надстройки, рубки и палубы должны выполняться из стали.
Суда должны оборудоваться постом управления пожарно-спасательными операциями. Пост должен размещаться так, чтобы судовые конструкции не перекрывали, по возможности, обзор окружающей судно акватории.
Эти суда должны иметь:
специальные системы и оборудование, минимальное количество которых указано в табл. 5.4 и 5.5.
Специальные системы, устанавливаемые на суднах для борьбы с пожаром на других объектах и для их собственной защиты (водяных завес, водяного орошения, водопожарная, пенотушения, порошковая), должны отвечать также соответствующим требованиям.
Оборудование специальных систем (насосы, арматура, лафетные стволы) может иметь дистанционное управление из постов управления пожарно-спасательными операциями.
Пневматические и гидравлические системы управления должны получать питание от двух независимых источников энергии.
На судах со знаками П1В, П2В или ПЗВ в символе класса системой водяных завес должны быть защищены вертикальные поверхности корпуса судна, включая надстройки и рубки.
Таблица 5.4.
Специальные системы
| Знак в символе класса | ||||
П1 | П1В | П2 | П2В | П3В | |
Водяных завес
Водяного орошения
Водопожарная
Пенотушения
Порошкового тушения
Осушительная | - - +
+ +
+ | + + +
+ +
+ | - - +
+ +
+ | + + +
+ +
+ | + + +
- +
- |
Таблица 5.5.
Специальное оборудование
| Знак в символе класса | ||
П1, П1В | П2, П2В | ПЗВ | |
Насосы, шт. Лафетные стволы: водяные, шт., с подачей одного ствола, м3/ч, длиной струи, м пенные, шт. порошковые, шт. Клапанные коробки, шт. | 2 - 4
4 2500 150 2 1 4 | 2 - 3
3 1200 120 - 1 4 | 1
2 100/500/1000 80/100/420 - 1 2 |
Система водяных завес должна полностью закрывать силуэт судна, не создавая при этом помех видимости из ходовой рубки, постов управления пожарно-спасательными операциями и площадок лафетных стволов с ручным управлением.
Система водяных завес должна защищать площадки лафетных стволов с ручным управлением и включаться непосредственно у каждого лафетного ствола.
Судно может быть оборудовано системой водяных завес совместно с системой водяного орошения или водораспыления либо одной из данных систем при условии обеспечения надежной защитой всех поверхностей судна. В любом случае буква «В» в знаке символа класса сохраняется.
Системы водяного орошения или водораспыления на судах со знаками П1В, П2В или ПЗВ должна защищать вертикальные поверхности корпуса, надстроек, рубок, а также горизонтальные поверхности, где это целесообразно.
Интенсивность подачи воды на защищаемую поверхность должна быть не менее 10 л/мин на 1 м длины яруса при применении системы водяного орошения и 10 л/мин на 1 м2 защищаемой площади при применении системы водораспыления.
Интенсивность подачи воды на защищаемые - поверхности может быть снижена до 5 л/мин на 1 м длины яруса при применении системы водяного орошения и до 5 л/мин на 1 м2 защищаемой площади при применении системы водораспыления при условии, что защищаемые поверхности имеют изоляцию типа А-60.
Для защиты надстроек и рубок секции системы следует размещать на каждом ярусе, при этом расположение сопел должно обеспечивать равномерную подачу воды на защищаемую наружную поверхность.
Специальная водопожарная система на судах со знаками Ш, П1В, П2 или П2В в символе класса должна быть автономной.
На судах со знаком ПЗВ в символе класса допускается использование общесудовой водопожарной системы в качестве составной части специальной водопожарной системы.
Наличие дистанционного пуска и управления системой не должно исключать пуск насосов, управление лафетными стволами и арматурой с места их установки.
Специальной системой пенотушения должны оборудоваться все суда со знаками оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах в символе класса.
Система может использовать полностью или частично оборудование специальной водопожарной системы (насосы, трубопроводы, лафетные стволы).
Суда со знаками П2, П2В или П3В могут иметь систему, оборудованную переносными воздушно-пенными стволами, пеногенераторами или установками комбинированной пены; пенные лафетные стволы могут не устанавливаться.
Суда со знаками ПI или П2В должны быть оборудованы пенными лафетными стволами или пенными насадками для лафетных стволов специальной водопожарой системы. Количество пенных лафетных стволов должно быть не менее указанного в табл. 5.5, требования к их установке должны соответствовать требованиям к лафетным стволам специальной водопожарной системы.
Запас пенообразователя должен рассчитываться, исходя из времени работы согласованного числа пеногенераторов или одного лафетного ствола в течение не менее 30 мин.
Системой порошкового тушения как правило, должны оборудоваться суда, обслуживающие район эксплуатации газовозов и химовозов. Система должна быть оборудована по меньшей мере одним лафетным стволом с ручным управлением подачи порошка и расходом не менее 40 кг/с.
Лафетный ствол должен располагаться на специальной площадке, оборудованной устройством дистанционного пуска системы.
На судах следует иметь противопожарное снабжение дополнительно к указанному, включающее в себя:
комплекты снаряжения для пожарных;
пожарные рукава;
комбинированные ручные пожарные стволы;
переносные воздушно-пенные стволы, пеногенераторы или установки комбинированной пены;
международные береговые соединения;
комплекты пожарного инструмента;
газоанализаторы на пары воспламеняющихся жидкостей и газов;
дымососы.
Дополнительное противопожарное снабжение должно храниться в специальных кладовых. Часть предметов снабжения (рукава, ручные стволы, пеногенераторы, воздушнопенные стволы, рукавные ключи) может располагаться в пожарных постах у каждой клапанной коробки.
Для зарядки баллонов автономных дыхательных аппаратов, работающих на сжатом воздухе, суда должны иметь специальные компрессоры, допущенные для использования компетентными органами.
Судам перевозящим упакованное отработавшее ядерное топливо, плутоний и высокорадиоактивные отходы (груз ОЯТ) присваиваются следующие три класса, в зависимости от общей активности перевозимого груза ОЯТ:
Судно класса ОЯТ 1 – судно, сертифицированное на перевозку груза ОЯТ с совокупной активностью менее 4000 ТБк.
Судно класса ОЯТ 2 – судно, сертифицированное на перевозку отработавшего ядерного топлива или высокорадиоактивных отходов с совокупной активностью менее 2 х 106 ТБк, и судно, сертифицированное на перевозку плутония с совокупной активностью менее 2 х 105 ТБк.
Судно класса ОЯТ 3 – судно, сертифицированное на перевозку отработавшего ядерного топлива или высокорадиоактивных отходов, и судно, сертифицированное на перевозку плутония, без ограничения по максимальной совокупной активности материалов. Груз ОЯТ, который требуется перевозить на судах класса ОЯТ 3, не разрешается перевозить на пассажирских судах.
На судах, независимо от их размеров, должны быть установлены следующие системы и оборудование:
- водопожарная система.
- стационарные средства пожаротушения в машинных помещениях категории А;
- стационарные устройства охлаждения грузовых помещений;
- стационарная система сигнализации обнаружения пожара для защиты машинных помещений, жилых и служебных помещений.
На судах класса ОЯТ 3 жилые помещения, служебные помещения, посты управления и машинные помещения категории А должны располагаться в носу или в корму от грузовых помещений.
На борту судна должен быть судовой план действий в аварийной ситуации, разработанный в соответствии с Руководством по разработке судовых планов действий в аварийной ситуации для судов, перевозящих материалы, попадающие под действие Кодекса ОЯТ, принятым ИМО.
На борту судна должно быть оборудование (индивидуальные средства защиты персонала, приборы и т.п.) для использования в аварийной ситуации. Тип и количество такого оборудования зависит от перевозимого груза ОЯТ и определяется судовым планом действий в аварийной ситуации.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения