Причина пожаров грузового автомобиля
Причина пожара | Количество случаев, % |
Замыкание в электрической цепи: |
|
аккумулятор | 20,0 |
система зажигания | 3,0 |
приборный щиток | 2,0 |
стартер | 1.0 |
Не выяснено | 10.0 |
Повреждения в результате столкновения: |
|
дефект топливной системы | 23.0 |
искра. возникшая в результате трения | 25,6 |
не выяснено | 5.0 |
Перегрев: |
|
двигателя | 5.5 |
Выпускной системы | 6,7 |
шины | 5.0 |
фары | 1,0 |
Прочие |
|
утечка топлива | 24,5 |
Падение горючего вещества | 3.0 |
Особо проявляется пожарная опасность автомобиля в населенных пунктах в результате огненных штормов и землетрясений.
В Лос-Анджелесе и Никарагуа в 1972 г. вследствие повреждения при землетрясении горели легковые и грузовые автомобили, в том числе автоцистерны для перевозки нефтепродуктов.
Наиболее типичной ситуацией возникновения пожаров при землетрясениях является скопление и столкновение автомобилей, в том числе и автоцистерн на перекрестках крупных улиц и автомагистралей. На улицах крупного города одновременно находится до 3000 автоцистерн для перевозки нефтепродуктов на автострадах, заправляющихся на СНЭ и заправляющие резервуары на АЗС, стоянках и т. п.
В автомобиле конструктивно объединяются элементы и системы, режимы, работы при которых могут опасны с точки зрения возникновения загораний и пожаров. Достаточно мощная система электроснабжения, разветвленная электрическая сеть, наличие развитых топливных магистралей, нагрев двигателя и его систем, а также наличие горючих материалов при определенной критической температуре самовоспламенения может привести к возникновению и развитию пожара.
Значительную часть причин составляют нарушения правил пожарной безопасности при наливе, транспортировке, сливе горючих нефтепродуктов. Одним из решений данной проблемы может стать разработка специальных рекомендаций, инструкций и памяток для водителей автоцистерн, операторов СНЭ и АЗС, уточняющих проведение пожароопасных операций.
На рис 3.3 показаны возможные последствия аварии, которые могут привести к пожару и взрывам. В совокупности порядка 24% происшествий заканчивается взрывом автоцистерны, что создает значительную опасность на большой территории как для людей, транспортных средств, так и для сооружений.
Рис.3.2 Причины возникновения чрезвычайных ситуаций с автоцистернами
Возникновение взрыва в результате пожара (6%) возможно, в частности, при воздействии значительного теплового потока непосредственно на цистерну с ГЖ.
Местом возникновения инцидента в подавляющем большинстве случаев становится населенный пункт и автомагистраль.
В половине из всех проанализированных случаев результатами аварий были травмы и гибель людей. При возникновении аварии на автостраде велика вероятность создания крупных аварий на дорогах, туннелях и других транспортных объектах. Отдельно можно выделить возникновение аварийных ситуаций на СНЭ и АЗС (в сумме 12%), причинами которых являются, как правило, нарушение правил пожарной безопасности при выполнении технологических операций налива и слива нефтепродуктов.
Место возникновения аварии требует определенного подхода к тушению возникшего пожара, т. е. необходимы специальные тактические разработки, типовые планы пожаротушения, позволяющие быстро и эффективно справиться с огнем.
Рис. 3.3. Результат возникновения инцидента.
В подавляющем большинстве случаев разлив топлива осуществляется на поверхности асфальта, таким образом, требуется особое внимание уделить вопросам оценки площади разлива нефтепродуктов на данной поверхности. Площадь разлива играет важную роль в оценке и прогнозировании аварийной ситуации, а именно: количество вытекшего продукта, возможная площадь, охваченная огнем, площадь загрязнения территории и т. д. Комплексная система обеспечения безопасных перевозок включает в себя:
необходимость сбора всех заинтересованных лиц и организаций, обеспечивающих безопасность перевозок нефтепродуктов;
постановку задач и способов снижения уровня пожарной опасности.
Необходим прогноз опасных факторов пожара в инцидентах с автоцистернами с учетом вероятного терроризма. Это относится и к профилактике таких пожаров, и к разработке эффективных способов ликвидации таких инцидентов. Кроме того, требуются крупномасштабные испытания пожаров автоцистерн для оценки планов ликвидации аварий и пожаров.
Производителям автоцистерн, обеспечивающих уровень технической защиты своей продукции, следует отслеживать конструктивные дефекты, которые приводят к возникновению аварий, в целях их устранения, предусматривать обеспеченность водителей средствами пожаротушения.
Объективным фактором безопасности является повышение доли автоцистерн, выпускаемых по ГОСТ Р 50913-96, обеспечивающих и конструктивную пожарную безопасность, и экологическую безопасность с учетом донной заправки нефтепродуктом, а также разработка нормативно-технической базы для эксплуатации автоцистерн в населенных пунктах.
Пожары, включая автоцистерны, приводят к поражению людей, находящихся в зоне действия ОФП и их вторичных проявлений, поэтому они должны иметь системы пожарной безопасности, обеспечивающие минимальную вероятность возникновения пожара.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения