logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Причина пожаров грузового автомобиля

Причина пожара

Количество случаев, %

Замыкание в электрической цепи:

аккумулятор

20,0

система зажигания

3,0

приборный щиток

2,0

стартер

1.0

Не выяснено

10.0

Повреждения в результате столкновения:

дефект топливной системы

23.0

искра. возникшая в результате трения

25,6

не выяснено

5.0

Перегрев:

двигателя

5.5

Выпускной системы

6,7

шины

5.0

фары

1,0

Прочие

утечка топлива

24,5

Падение горючего вещества

3.0

Особо проявляется пожарная опасность автомобиля в населенных пунктах в результате огненных штормов и землетрясений.

В Лос-Анджелесе и Никарагуа в 1972 г. вследствие повреждения при землетрясении горели легковые и грузовые автомо­били, в том числе автоцистерны для перевозки нефтепродуктов.

Наиболее типичной ситуацией возникновения пожаров при землетрясени­ях является скопление и столкновение автомобилей, в том числе и автоцис­терн на перекрестках крупных улиц и автомагистралей. На улицах крупного города одновременно находится до 3000 автоцистерн для перевозки нефте­продуктов на автострадах, заправляющихся на СНЭ и заправляющие резерву­ары на АЗС, стоянках и т. п.

В автомобиле конструктивно объединяются элементы и системы, режимы, работы при которых могут опасны с точки зрения возникновения загораний и пожаров. Достаточно мощная система электроснабжения, разветвленная электрическая сеть, наличие развитых топливных магистралей, нагрев двигателя и его систем, а также наличие горючих материалов при определенной критической температуре самовоспламенения может привести к возникновению и развитию пожара.

Значительную часть причин составляют нарушения правил пожарной безопасности при наливе, транспортировке, сливе горючих нефтепродуктов. Одним из решений данной проблемы может стать разработка специальных рекомендаций, инструкций и памяток для водителей автоцистерн, операторов СНЭ и АЗС, уточняющих проведение пожароопасных операций.

На рис 3.3 показаны возможные последствия аварии, которые могут привести к пожару и взрывам. В совокупности порядка 24% происшествий заканчивается взрывом автоцистерны, что создает значительную опасность на большой территории как для людей, транспортных средств, так и для сооружений.

Рис.3.2 Причины возникновения чрезвычайных ситуаций с автоцистернами

Возникновение взрыва в результате пожара (6%) возможно, в частности, при воздействии значительного теплового потока непосредственно на цистер­ну с ГЖ.

Местом возникновения инцидента в подавляющем большинстве случаев становится населенный пункт и автомагистраль.

В половине из всех проанализированных случаев результатами аварий были травмы и гибель людей. При возникновении аварии на автостраде велика вероятность создания крупных аварий на дорогах, туннелях и других транспортных объектах. Отдельно мож­но выделить возникновение аварийных ситуаций на СНЭ и АЗС (в сумме 12%), причинами которых являются, как правило, нарушение правил пожарной безо­пасности при выполнении технологических операций налива и слива нефте­продуктов.

Место возникновения аварии требует определенного подхода к тушению возникшего пожара, т. е. необходимы специальные такти­ческие разработки, типовые планы пожаротушения, позволяющие быстро и эффективно справиться с огнем.

Рис. 3.3. Результат возникновения инцидента.

В подавляющем большинстве случаев разлив топлива осуществляется на поверхно­сти асфальта, таким образом, требуется особое внимание уделить вопросам оценки площади разлива нефтепродуктов на данной поверхности. Площадь разлива играет важную роль в оценке и прогнозировании аварийной ситуации, а именно: количество вытекшего продукта, возмож­ная площадь, охваченная огнем, площадь загрязнения территории и т. д. Комплексная система обеспечения безопасных перевозок включает в себя:

необходимость сбора всех заинтересованных лиц и организаций, обеспечивающих безопасность перевозок нефтепродуктов;

постановку задач и способов снижения уровня пожарной опасности.

Необходим прогноз опасных факторов пожара в инцидентах с автоцистернами с учетом вероятного терроризма. Это относится и к профилактике таких пожаров, и к разработке эффективных способов ликвидации таких инцидентов. Кроме того, требуются крупномасштабные испытания пожаров автоцис­терн для оценки планов ликвидации аварий и пожаров.

Производителям автоцистерн, обеспечивающих уровень технической защи­ты своей продукции, следует отслеживать конструктивные дефекты, которые приводят к возникновению аварий, в целях их устранения, предусматривать обеспеченность водителей средствами пожаротушения.

Объективным фактором безопасности является повышение доли автоцистерн, выпускаемых по ГОСТ Р 50913-96, обеспечивающих и конструктивную по­жарную безопасность, и экологическую безопасность с учетом донной заправки нефтепродуктом, а также разработка нормативно-технической базы для эксп­луатации автоцистерн в населенных пунктах.

Пожары, включая автоцистерны, приводят к поражению людей, находящих­ся в зоне действия ОФП и их вторичных проявлений, поэтому они должны иметь системы пожарной безопасности, обеспечивающие минимальную вероятность возникновения пожара.