logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств

Устройство коммутационное автоматическое (УКА) предназначено для организации системы противопожарной сигнализации и пожаротушения на три защишаемых направления в подвижных транспортных средствах. УКА обеспечивает контроль линейных пожарных извещателей и управление установками пожаротушения с электропуском порошкового и аэрозольного типа.

Питание УКА осуществляет от источника питания с номинальным напряжением 24В (12В) постоянного тока.

Параметры индикации, следующие:

Светодиодная индикация:

«Норма»- зеленый, отображает состояние прибора и внешних цепей;

«Авт.Откл» - красный, отображает режим управления УП;

«Пожар» - красный, отображает наличие сигнала «Пожар» в системе;

«Пожар 1» - красный (под защитной крышкой), отображает наличие сигнала «пожар» по первому защищаемому направлению;

«Пожар 2» - красный (под защитной крышкой), отображает наличие сигнала «пожар» по второму защищаемому направлению;

«Пожар 3» - красный (под защитной крышкой), отображает факт нажатия кнопки «Пуск 3».

Звуковой сигнализатор:

Отображает звуковыми сигналами состояния: «неисправность», «Пожар»;

Конструктивно УКА состоит из двух пластмассовых корпусов(базовый блок пульт управления), соединенных витым четырехжильным проводом, длинной 7м, и блоков линейных температурных извешателей.

В базовом блоке размещена электронная схема управления и разъемы для подключения внешних цепей. Установка базового блока производится в месте удобном для монтажа (под приборной панелью т.п.).

Пульт управления предназначен для индикации состояния прибора и управления установками пожаротушения. Выполнен в корпусе навесного типа. Устанавливается в месте, удобном для визуального наблюдения и управления. Корпус имеет откидную крышку со специальной предохранительной чекой под крышкой расположены кнопки ручного пуска установок пожаротушения.

Линейные температурные извещатели предназначены для обнаружения возгорания, располагаются внутри защищаемого объема в местах возможного воспламенения. Представляют из себя стальной двухжильный провод в специальной термочувствительной изоляцией закрытой химически стойкой оболочкой. При достижении заданной температуры жилы термокабеля замыкаются между собой. Температура срабатывания кабеля определяется на стадии заката.

Блок термокабеля включает линейный температурный извещатель необходимой длины, подключенный к герметичному разъему, и провода в негорючей изоляции для подключения установок пожаротушения. На свободном конце термокабеля установлен оконечный элемент. Оконечный элемент позволяет отличить срабатывание в виде замыкания жил от неисправности в виде обрыва или замыкании какой либо из жил кабеля на «массу» автомобиля.

Запуск в автоматическом режиме возникает при срабатывании термокабеля в первом или во втором шлейфе сигнализации, когда автоматика включена (заглушен двигатель). Прибор подает звуковые сигналы встроенного звукового сигнализатора, пульсирует индикатор «Пожар», начинается отсчет времени задержки на эвакуацию (примерно 5с). По окончанию времени эвакуации подается напряжение питания на установки пожаротушения (время подачи напряжения 4с). Кроме общего индикатора «Пожар» пульсирует индикатор «Пожар» под защитной крышкой, напротив кнопки «Пуск» того направления, где сработал термокабель. Одновременно с возникновением сигнала «Пожар» подается напряжение на реле звукового сигнала автомобиля (время подачи 3мин), если при запуске прибора в автоматическом режиме открыть защитную крышку подача напряжения на установки пожаротушения блокируется и управление осуществляется от кнопок «Пуск».

Запуск в ручном режиме, возможен в случае, когда автоматика выключена (включен двигатель) или открыта крышка прибора в независимости от срабатывания термокабелей. Если в ручном режиме сработал термокабель, прибор подает звуковые и световые сигналы о возгорании без включения реле звукового сигнала и установок пожаротушения. Для включения необходимо извлечь чеку, откинуть защитную крышку и нажать кнопку «Пуск» нужного направления. После нажатия кнопки включается светодиод «Пожар» и отрабатывается время на эвакуацию (примерно 5с). По окончанию времени эвакуации подается напряжение управления на соответствующую установку пожаротушения. В течении времени эвакуации кнопка «тампер»-контакта выполняет функцию кнопки «отбой», т.с. ее нажатие отменяет запуск установки. Если кнопка «Пуск» нажата более 2с, включение установок осуществляется сразу, без времени на эвакуацию.

Проверка работоспособности системы:

При возникновении сигнала пожар во время движения транспортного средства необходимо:

Таблица 3.4.

Тип неисправности

Наименование индикатора

Состояние индикатора

Неисправность термокабеля в первом защищаемом направлении

Авт.откл.

Пульсирует

Обрыв цепей управления установками пожаротушения в первом защищаем направлении

Авто.откл.

Светится

Неисправности термокабеля во втором защищаемом направлении

норма

Пульсирует

Обрыв цепей управления установками пожаротушения во втором защищаемом направлении

пожар

Светится

Обрыв цепей управления установками пожаротушения в третьем защищаемом направлении

пожар

Светится

Напряжение питания ниже 14В или больше 30В для прибора 24АТТ, ниже 8В и больше 15В для прибора 12АТТ

Все погашены

Все погашены