1.4. Пожары на автомобильном транспорте
В в г. Хёрборн (ФРГ) в результате ДТП опрокинулась автоцистерна с 28 м3 бензина и 6 м3 дизельного топлива и наехала на кафе, находившееся в одном из домов. При этом разгерметизировались три отсека с бензином, и он разлился вдоль узкой улицы, плотно застроенной трехэтажными зданиями с подвалами, попав в систему канализации и реку на расстоянии 70 м. Через 14 мин в кафе, где находились около 50 человек, произошел взрыв. В сети ливневой канализации происходили взрывы паров бензина, возникали пожары ряда домов и магистралей городского газа. Бензину, попавшему в реку, дали выгореть, приняв меры защиты на берегу. Весь город оказался в дыму, затруднявшем эвакуацию людей из домов. Спасательные работы осуществляли 105 пожарных автомобилей и около 1000 спасателей, служебные собаки. Некоторых пострадавших доставляли в больницы с помощью вертолетов. Ситуация была взята под контроль только через сутки. В результате катастрофы погибло 6 человек, ранено 38, разрушено 8 зданий, материальный ущерб составил 100 млн марок.
Пример – 1.
Чрезвычайная ситуация с автоцистерной – ДТП на Дмитровском шоссе в г. Москве. 24 июня днем автомобиль КАМАЗ-5210 совершил наезд на автоцистерну КАМАЗ-54112 с объемом цистерны 14 м3 (рис.1.11). Из образовавшегося в нижней половине емкости отверстия стал разливаться бензин. Водитель не смог полностью ликвидировать течь при помощи ветоши и поролона, и бензин продолжал растекаться под уклон по полотну шоссе и на прилегающие улицы. В зоне разлива оказалось семь АТС: два троллейбуса, бензовоз КАМАЗ-54112, контейнеровоз КАМАЗ-5210, автобус «Икарус», грузовой автомобиль МАЗ-54323, микроавтобус «Жук». Приблизительно через 5 минут с момента ДТП от искр в системе электрооборудования троллейбуса произошло воспламенение бензина на площади около 100 м2. В результате пожара 55 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, 12 из них скончались. Пожар сопровождался взрывами топливных баков АТС, попавших в зону горения, большим дымовыделением. Пожар через 31 мин был потушен расчетами пожарных автомобилях. Истечение бензина ликвидировали гидравлическим аварийно-спасательным инструментом после ликвидации горения.
Пожарные и скорая медицинская помощь прибыли в соответствии с нормативным временем. Помощь могла бы прибыть через 5 мин после начала пролива бензина, если бы водитель был обучен порядку организации оперативной связи с пожарной охраной. Как в случае любого пожара, связанного с горением опасных материалов, действия в течение первых минут имеют самое важное значение.
| Рис 1.11. Схема ДТП на Дмитровском шоссе в г. Моске: 1 – грузовой автомобиль; 2 – автобус; 3 – троллейбус; 4 – автоцистерна с бензином; 5 – горящий разлив бензина.
|
Автоцистерны для перевозки топлива могут перевозить отдельно бензин, керосин и дизельное топливо в одной цистерне или бензин и дизельное топливо в различных отсеках одной и той же цистерны. Именно эти технические особенности во многом диктуют организацию и тактику тушения пожара автоцистерн с топливом.
Пример – 2.
На автоостраде в штате Аризона (США) 8 декабря 2000 г. после опрокидывания загорелась автоцистерна емкостью 35000 л с пятью отсеками. В четырех отсеках находился бензин, в среднем отсеке – дизельное топливо.
Пожарные подразделения прибыли к месту вызова когда горели разрушенные отсеки с бензином, кабина и шины автоцистерны. Руководитель тушения пожара еще в пути следования вызвал автомобиль с пенообразователем. Воды в емкостях пожарных автоцистерн было недостаточно, поэтому ее доставляли из водоема, расположенного на расстоянии 400 м. После локализации пожара специалисты измерили концентрацию паров бензина, температуру кипящего бензина и дизельного топлива в отсеках автоцистерны. Температура бензина составляла 97°С, при нижней предельно допустимой температуре, определяемой температурой начала кипения 30°С. Под защитой пенных струй было произведено охлаждение отсека с дизельным топливом сухим льдом до температуры 65°С, а затем осуществлена перекачка его в автоцистерну. В ликвидации последствий инцидента участвовали 18 пожарных и 6 грузовых автомобилей. Площадь пожара составила около 100 м2, высота пламени достигла 10 м, площадь, покрытая пеной – 250 м2.
Проведенный анализ тушения пожара показал, что есть риск ствольщиков при работе с ручными стволами в связи с проведением непредсказуемых, неординарных работ (измерение температуры и концентрации паров нефтепродукта, его охлаждение при помощи сухого льда и перекачивание в другую цистерну и т. д.).
Пример – 3.
Днем на 56 километре Симферопольского шоссе на повороте потерял управление и опрокинулся автомобиль ЗИЛ-133Д для перевозки топлива. Вытекло 4 т дизельного топлива из поврежденной горловины. Пожара не было, в частности из-за быстрого прибытия и эффективных действий пожарных подразделений. Ликвидация аварии продолжалась 1,5 ч.
Пример – 4.
Днем водитель авюцисгерны не справился с управлением и автоцистерна съехала с дороги и перевернулась. Произошел пролив небольшого количества нефтепродукта. Прибывшие на место аварии пожарные подразделения обработали автоцистерну и площадь разлива пеной, оставшееся топливо перекачали в прибывшую автоцистерну. С помощью автокрана автоцистерну поставили на дорогу и отбуксировали на автотранспортное предприятие.
Пример – 5.
На Ярославском шоссе пожарным удалось предотвратить взрыв автоцистерны ТСВ-6. Экспертиза показала, что правой стороны по ходу автомобиля, около топливного бака, на патрубок, который выходил из нижней части цистерны, был надет гофрированный шлинг. Вентиль патрубка находился в открытом состоянии. Гофрированный шланг проходил под цистерной к левому топливному баку, крышка которого находилась в открытом состоянии. Таким образом, были зафиксированы признаки слива бензина из цистерны в бензобак. Пожар произошел из-зя перелива бензобака, и, вероятно, контакта паров бензина с высоконагретыми поверхностями двигателя или выпускной системы, так как иных источников зажигания не было обнаружено.
Пример – 6.
Днем на выезде из г. Караганды произошло ДТП автоцистерны с тремя отсеками по 6 м3. Автоцистерна, пробив бетонное ограждение над р. Букпой, оказалась в овраге глубиной 3 м. В кабине было три человека. Женщина вылетела при ударе через лобовое стекло и оказалась в госпитале. Опрокинутая автоцистерна собственной тяжестью смяла кабину, в которой находились водитель и его помощник.
В ближнем к кабине отсеке образовалась пробоина величиной около 250 см2. Пары испарявшегося топлива, осаждающиеся в овраге, чувствовались и на дороге. Работали аварийные сигналы системы электрооборудования. Происходило постоянное замыкание и размыкание контактов. Неисправность в системе электрооборудования могла вызвать искру и вспышку паров бензина. Пожарные автомобиль установили в безопасное место и протянули рукавные линии для осаждения паров бензина пеной и водой и разбавления их концентрации. В теплоотражательных костюмах, на которые в случае взрыва автоцистерны или вспышки паров надежды было мало, пожарные спустились в овраг. Водитель не подавал признаков жизни, его помощник был придавлен кабиной по пояс. Освободить помощника водителя было трудно и опасно, пожарные не знали, насколько серьезные у него повреждения.
Прибыли милиция, скорая помощь, спасатели из полка гражданской обороны и представители фирмы, которой принадлежала автоцистерна. Взрыв мог произойти и от искр из выхлопной трубы проезжавшего транспорта, поэтому место аварии оцепили, дорогу перекрыли. Пожарные помогли врачу спуститься к пострадавшему для оказания ему помощи. Врачи наблюдали и за состоянием пожарных. Привезенные спасателями инструменты в данной ситуации были неэффективны. Автоцистерна упиралась кабиной в дно речки, и разжимы проваливались в рыхлый грунт. Пожарные до прибытия крана подложили под голову помощнику водителя валик, чтобы уберечь его лицо и уши от подступавшей к ним смеси из воды, дизельного топлива, бензина и аккумуляторной кислоты.
После опрокидывания автоцистерны взрыва не произошло. От замыкания аккумуляторов с металлическим корпусом автомобиля спасла пластмассовая крышка, на которую они упали. В стесненных условиях не удалось обрезать силовой провод аккумулятора диэлектрическими ножницами, кроме того, был риск задеть ими металлические детали автомобиля. Стесненные условия не позволяли руководителю тушения пожара осуществить операцию отсоединения клеммы аккумулятора в теплоотражательном костюме и аппарате сжатого воздуха. Работая без них, на ощупь, он выполнил работу за 15 мин. Для бесперебойной подачи пены прибыли восемь пожарных автоцистерн и КРАЗ с 16 м3 воды.
Часть бензина стекала в реку, поэтому на 400 м от места аварии организовали противопожарный пост с пожарной автоцистерной для создания в случае вспышки преграды, чтобы не допустить огонь к автоцистерне с топливом.
Для освобождения пострадавших пытались поднять кабину краном «Ивановец». Пожарные лебедкой прицепили автоцистерну к двум пожарным автомобилям, зафиксировав его положение, зацепили крюк крана за металлические крепления кабины. Кран не смог поднять кабину. Только с прибытием крана «КАТО» людей удалось извлечь. Пожарные на жестких носилках вынесли из оврага помощника водителя и тело водителя.
Пожарные сняли и унесли аккумуляторы, зацепили металлические стропы. Когда ставили автоцистерну на колеса, алюминиевые крепления цистерны не выдержали. Автоцистерна упала. Открылся люк цистерны, вылелось 3 т бензина. Автоцистерну перевернули и по пенной подушке вытащили из оврага. Слили в другую автоцистерну около 8 т бензина.
На месте аварии осталась пожарная автоцистерна, и было организовано дежурство. Вечером внизу по течению реки раздался хлопок. Кто-то зажег пролитый в р. Букпу бензин. Огонь поднялся вверх по реке до места аварии и пополз по пропитанному бензином оврагу. Там, где лежала автоцистерна, земля долго горела. Грунт пропитался бензином на полметра, поэтому пламя только сильнее разгоралось. Площадь пожара составила 800 м2.
Пожарные с места аварии вызвали ПА, чтобы перехватить огонь, распространявшийся вниз по течению реки. Двигаясь навстречу друг другу, пожарные остановили пламя.
Ряд пожарных получили отравление парами бензина, химические ожоги ног, в некоторых местах проело кислотой теплоотражательные костюмы. От переинтоксикации организма скончался помощник водителя. Находясь рядом с пострадавшими и понимая, что дорого каждое мгновение, пожарные были не в силах облегчить их положение.
К сожалению, ситуации, когда спецтехника прибывает слишком поздно, раз за разом повторяются. У пожарных нет средств, чтобы оборудовать краном специализированную пожарную часть по проведению аварийно-спасательных работ, а грузоподъемная техника, закрепленная за промышленными объектами, не всегда исправна.
Пример – 7.
В Канаде на спуске автомагистрали задний прицеп автоцистерны с 49 800 галлонами бензина опрокинулся на бок, и, получив повреждение, воспламенился. Водитель через некоторое время остановился, выключил двигатель и отбежал от автоцистерны. Горящая автоцистерна повредила линию электропередач, что привело к прекращению подачи электроэнергии в г. Клинтон в течение суток.
Колеса и шины – источник пожара и взрыва автоцистерн. Неисправность колес и шин является причиной ДТП в 1,9%. Обобщение случаев пожаров и взрывов автоцистерн из-за воспламенения шин показало, что повреждение беговой поверхности, протектора, его боковой стороны, превышение давления внутри шины верхнего предельно допустимого значения и снижение давления внутри шины нижнего предельно допустимого значения, силы трения с поверхностью дороги и деформация шины вызывают нагрев резины, называемый теплообразованием. Чем выше температура окружающего воздуха, тем меньше теплосъем с поверхности шины и выше теплообразование в шинах. Происходит нагрев шины до температуры воспламенения 25О°С и увеличение давления воздуха в камере в 1,5... 1,7 раза. К этому же приводит неисправность обода колеса. То же происходит при неисправной тормозной системе. Таким образом, при движении автоцистерны может произойти загорание колеса или внезапный разрыв колеса, вызывающий ДТП. В этом случае они являются источником 5% от всех пожаров автомобилей. Кроме того, пятая часть всех пожаров автомобилей происходит от внешнего источника зажигания -пожара автомобиля, здания и сооружения, разлитого топлива. В случаях загорания шин водителям не всегда удавалось его ликвидировать даже двумя огнетушителями.
Простое загорание шин автомобилей, перевозящих опасные грузы или взрывчатые вещества, может создавать исключительно опасные ситуации для экружающей среды, зданий и сооружений, а также служб, выезжающих на инциденты.
Пример – 8.
1июня у населенного пункта Маршалс-Крик в штате Пенсильвания загорелась шина грузового автомобиля, перевозившего взрывчатые вещества, что привело к детонации груза, при которой погибло 6 человек.
Часто причиной аварии на автомагистралях является «человеческий фактор». Водитель автоцистерны на большой скорости не справился с управлением и на повороте она потеряла устойчивость и перевернулась. Автоцистерна получила серьезные повреждения, произошла разгерметизация и разлив нефтепродукта. Благодаря оперативным действиям водителя, сотрудников пожарной охраны и спасателей не произошло воспламенения топлива и взрыва.
Ночью водитель автоцистерны уснул за рулём. Автоцистерна перевернулась. Несколько метров её протащило юзом, и от образовавшихся искр она воспламенилась.
Бензин сливался на обочину. Площадь превышала 100 м2. Интенсивность теплового излучения на расстаянии 15-20 м от кромки пламени составляла 5 кВт\м2, что позволило пожарным тушить пожар и охлаждать цистерну в боевой одежде.
До половины (46%) инцидентов связано с ДТП, поэтому выбор наиболее безопасного пути транпортировки, конструктивная защита цистерны, в свою очередь, позволит уменьшить возможные последствия столкновения.
Автоцистерны, пожары которых могут привести к массовому поражению людей, находящихся в непосредственной близости от места инцидента, опасными и вредными производственными факторами, а также ОФП и их вторичными проявлениями, должны иметь системы пожарной безопасности, обеспечивающие минимальную вероятность возникновения пожара.
В Испании в результате взрыва бака автомобиля, перевозившего сжиженный углеводородный газ, 215 человек погибли и 67 получили серьезные ранения.
Если пожар в моторном отсеке автомобиля начался в связи с утечкой топлива из поврежденного топливопровода, то скорость распространения пламени увеличивается в 2...2,5 раза в зависимости от места истечения топлива по сравнению со скоростью распространения пламени без нарушения герметичности топливной системы.
Время прибытия пожарной автоцистерны и автомобиля воздушно-пенного тушения в городе составляет соответственно 5 и 17 мин после вызова. С учетом среднего времени вызова пожарных и времени боевого развертывания автоцистерны огнетушащее вещество подается через 10...22 мин.
Пример – 9.
В центре г. Светлограда Ставропольского края днем водитель автомобиля «Жигули» не вписался в радиус поворота. Удар пришелся в бензобак ЗИЛ-130 для перевозки двух тонн сжиженного кислорода. Загорелся бензин и автомобили. Водителю удалось увести машину из опасной зоны для людей и покинуть кабину с деформированной от высокой температуры дверью. Своевременное сообщение в пожарную охрану позволило пожарным локализовать пожар ЗИЛ-130, охладить цистерну и не дать произойти взрыву. При взрыве такой цистерны обычно образуется «огненный шар» радиусом порядка 100 м и разлет осколков цистерны до 200 м.
Учитывая экстремальность ситуации, участники ДТП не всегда имеют возможность своевременно принять необходимые правильные меры к ликвидации возникшего пожара и эвакуации людей из салона автомобиля.
Случаются аварии и пожары на автомагистралях и дорогах по вине дорожных служб и при непредвиденных ситуациях. Причинами могут быть: отсутствие знака аварийной обстановки; неровное покрытие, неправильная разметка движения, отсутствие ограждения. Необходимо также учитывать природные катаклизмы.
Длина автодорожных тоннелей составляет до 40 км. Для обнаружения и
ликвидации пожаров применяются телевизионные установки и средства ды-моудаления. Несмотря на это, последствия пожаров в туннелях чаще всего носят катастрофический характер по ряду причин. Так, мощности пожара АТС составляют от 5 МВт для легковых до 100 МВт при разрушении автоцистерны с нефтепродуктом. В результате аварии возможны утечки и разливы нефтепродуктов на большую площадь. Объектом пожара и защиты в тоннеле являются в первую очередь люди, АТС и тоннели.
При выделении дыма снижается видимость и затрудняется эвакуация людей и АТС. При пожаре АТС, особенно автобусов и большегрузных машин, увеличивается температура окружающей среды и ее токсичность. При пожарах АТС с горючими грузами температура в тоннеле может повыситься за 15 мин до 1200°С. Утановки становятся неэффективными, как и средства дымоудаления, которые не рассчитаны на работу с газами с высокой температурой. Все это затрудняет проведение аварийно-спасательных работ. Во многих случаях пожар становится объемным, то есть перекидывается на рядом расположенные автомобили.
Пример – 10.
24 марта 2002 г. в тоннеле под горой Монблан загорелся грузовой тягач производства «Вольво» модели «НР12». Погибло 39 человек. Причина была во внутренней утечке инжектора. Дизельное топливо в смеси с маслом воспламенилось от перегрева заклинившего на коленчатом валу подшипника. Масло продолжало поступать в двигатель даже после его заклинивания. В результате загорелся двигатель, затем кабина и прицеп с грузом. Такой же случай произошел с автомобилем этой марки в 1998 г. на автостраде. После этого фирма провела модернизацию аналогичных автомобилей, в том числе на том автомобиле, по чьей вине случилась последняя трагедия.
Вероятность возникновения пожара АТС в тоннеле оценивается пределах 0,5...1,5 пожара на 10 млн. км пробега. Первопричиной пожара является в 5-10% случаев авария. В остальных случаях основными причинами пожаров легковых автомобилей были неисправности систем питания и электрооборудования, грузовых автомобилей - неисправности пневмосистем. В Эльбском тоннеле в Гамбурге (протяженность 2,9 км. общее количество проследовавших автомобилей – около 228 млн) за девять лет возник 71 пожар, из них: 53 – на легковых, 18 – на грузовых машинах.
Пример – 11.
В ряде случаев пожар в тоннеле охватывал более 100 автомобилей. В в тоннеле Холланд (США) возник пожар в кузове грузового автомобиля, перевозившего сероуглерод. В результате воспламенились автомобили, находившиеся в радиусе 100 м от него. Высокая температура и плохая видимость не позволили эффективно действовать пожарным. Люди были эвакуированы из опасной зоны, автомобили в ее пределах полностью выгорели. Из-за пожара в результате перегрева вышло из строя две трети вытяжных вентиляторов тоннеля.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения