logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

4.4. Пожарные аэродромные автомобили

Пожарные автомобили, выпускаемые промышленностью и состоящие на вооружении пожарной охраны, в зависи­мости от назначения подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

Основные пожарные автомобили предназначены для доставки боевого расчета, запаса воды, пенообразователя, порошка, пожарно-технического вооружения и подачи огнетушащих веществ к месту пожара. К ним относятся пожарные автоцистерны, автонасосы, насосные станции, автомобили насосно-рукавные, аэродромные, пенно­го порошкового и комбинированного тушения пожаров. Наиболь­ший удельный вес в этой группе занимают автоцистерны (свыше 80%) которые благодаря своей универсальности находят широкое распространение в подразделениях пожарной охраны. Для проти­вопожарной защиты аэродромов широко применяются пожарные аэродромные автомобили.

Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специфических работ на пожарах: частичной или полной раз­борки конструкций, удаления дыма и снижения температуры в горя­щих объектах, обеспечения связи, освещения рабочих мест, подъема личного состава на высоту и т. д. К ним относятся пожарные авто­лестницы, автоподъемники, автомобили связи и освещения, газодымозащитные, штабные и оперативные автомобили.

Вспомогательные пожарные автомобили предназначены для ма­териально-технического обеспечения боевых действий пожарных подразделений: ремонта и снабжения пожарных машин горюче-сма­зочными материалами, создания противопожарных разрывов, защит­ных валов и отводных канав при опасности разлива горящей жид­кости и др. Для выполнения указанных работ могут применяться автотопливозаправщики, авторемонтные мастерские, поливочные ма­шины, тракторы, бульдозеры, автоподъемные краны.

Автоцистерна относится к группе машин, которые представляют собой самостоятель­ные тактические единицы. Она с успехом находит применение и в комплексе с другими типами пожарных машин. Высокая проходи­мость, динамические и ходовые качества шасси, большой запас воды, пенообразователя и пожарного оборудования, наличие стационар­ного лафетного ствола с дистанционным управлением и значитель­ной пропускной способностью по воде и раствору, возможность по­дачи воды и пены на ходу, надежность в эксплуатации и простота в обслуживании позволяют применять автоцистерну для противо­пожарной защиты аэродромов гражданской авиации в условиях недостаточного водоснабжения, любых дорог и бездорожья.

С учетом вывозимых запасов огнетушащих средств и конструк­ции водопенного оборудования' автоцистерна может производить следующие операции:

подавать воду для тушения пожара из своей цистерны через лафетный или ручные стволы;

подавать воду для тушения пожара из водоема или гидранта через лафетный или ручные стволы;

подавать воздушно-механическую пену для тушения пожара че­рез лафетный или ручные стволы. При этом пенообразова­тель в пеносмеситель может подаваться из пенобака, цистерны или посторонней емкости, а вода забираться из цистерны, водоема, гид­ранта или от другой автоцистерны;

при наличии специального устройства обеспечивать покрытие участков взлетно-посадочной полосы пеной при аварийной посад­ке ВС.

При тушении пожаров в разнообразных условиях необходимо применение пожарных автомо­билей, которые, как правило, специализированы на выполнение опре­деленного вида работ. Для противопожарной защиты аэродромов промышленность выпускает несколько типов пожарных автомоби­лей: легкого типа первой помощи с минимальным числом спасатель­ного оборудования и огнетушащих средств; среднего и тяжелого типа с большим запасом высокоэффективных средств тушения. Отли­чительные черты пожарных аэродромных автомобилей — их высокие динамические качества, проходимость в условиях бездорожья и спо­собность по прибытии к месту пожара на ходу подавать огнетушащие вещества.

Пожарный аэродромный автомобиль предназначен для несения пожарно-спасательной служ­бы на аэродроме, тушения различных пожаров на ВС и объектах, проведения работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из ВС при авиационных происшествиях. Наличие на автомобиле запаса огнетушащих веществ и соответствующего оборудования обеспечи­вает тушение пожаров путем подачи: водяной струи из привезенной в цистерне воды; воды из открытых водоемов и гидрантов; растворa и воздушно-механической пены различной кратности; специальных огнетушащих веществ на основе галоидированных углеводородов.

Специальный инструмент и оборудование автомобиля позволяют вырезать проемы в фюзеляже ВС при выполнении аварийно-спасательных работ. Утеп­ление цистерн войлоком, электрический подогрев воды, обогрев на­сосного отсека и кабины боевого расчета обеспечивают возможность безгаражной эксплуатации автомобиля.

Для дополнительного обогрева насосного отсека в зимнее время используются отработав­шие газы двигателя, которые направляются после глушителя в газо­провод, проходящий под цистерной, а затем в батарею, установленную под насосом.

На крыше кабины водителя стационарно установлен лафетный ствол, которым управляют через люк с крышкой, открывающейся наружу. Спинка сиденья пожарного сделана откидной и образует площадку для оператора-ствольщика. Лафетный ствол имеет смен­ные насадки для подачи воды или воздушно-механической пены. Дав­ление в шинах автомобиля в зависимости от дорожных условий во время движения может регулироваться с места водителя. При не­большом повреждении (проколе) шины одного колеса возможно дальнейшее движение при включенной подкачке.

Аэродромный автомобиль тяжелого типа предназначен для проведения на территории и в районе аэродромов аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на ВС и эвакуацией пассажиров и членов экипажей из самолета (вертолета) при авиационных происшествиях.

Наличие запаса воды, пенообразователя, состава СЖБ, огнетушащих порошков, стационарного комбинированного лафетного ствола, бензомоторной дисковой пилы и другого пожарного оборудования делает автомобиль широкоуниверсальным и позволяет:

успешно тушить пожары ВС и аэродромных сооружений;

вскрывать фюзеляж и проводить аврийно - спасательные работы на месте авиационных происшествий;

обеспечивать покрытие взлетно-посадочной полосы воздушно-механической пеной при аварийных посадках ВС с неисправностями шасси.

Автомобиль снабжен автономным двигателем для привода насосной установки, которые соединены между собой промежуточным валом и составляют в целом мотор-насосный агрегат. Отсек мотор-насосного агрегата расположен в задней части автомобиля. Для удобства обслуживания мотор-насосного агрегата автомобиль оборудован откидными рабочими площадками, тремя дверями и съемной крышей. Пожарный насос может работать на ходу автомобиля при любых скоростях движения. В этом случае управление мотор-насосным агрегатом осуществляется операто­ром из кабины боевого расчета. При стоянке автомобиля управление мотор-насосным агрегатом может производиться как из кабины автомобиля, так и из мотор-насосного отсека.

Управление запорной арматурой водопенных коммуникаций в мотор-насосном отсеке может осуществляться дистанционно по­средством электропневмоклапанов или вручную. Лафетный ствол комбинированный. Для дистанционного управления лафетным ство­лом при поворотах его в горизонтальной и вертикальной плоскостях предусмотрен гидропривод. Переключение ствола на по­дачу воды или пены и фиксация его в требуемом положении осущест­вляются при помощи рукояток вручную или дистанционно – пневмо-цилиндрами.

Управление лафетным стволом на ходу автомобиля осуществля­ется дистанционно из кабины оператора.

Пожарный аэродромный автомобиль АА-70(7310), модель 220, смонтирован на колесном шасси МАЗ-7310 повышенной проходимос­ти, которое специально доработано и предусматривает установку грузовой рамы, являющейся базой для монтажа основных систем и агрегатов Автомобиль предназначен для тушения пожаров и про­ведения аварийно-спасательных работ при эвакуации пассажиров и членов экипажа из ВС. Тушение пожаров может производиться водой, водным раствором пенообразователя, воздушно-механической пеной различной кратности, составами СЖБ и порошком. Наличие достаточного количества порошка позволяет тушить пожары комби­нированным способом путем подачи на очаг пожара через лафетный или ручной стволы порошка, пены или порошка и пены одновре­менно.

Практические возможности автомобиля АА-70 (7310)-220 применять одновременно различные огнетушащие составы дают право отнести его к группе автомобилей комбинированного тушения пожаров. Автомобиль может быть использован как самостоятельная боевая единица или в комплекте с одной или несколькими другими пожарными автомобилями для тушения пожаров на ВС и различных объектах предприятий ГА.

Основным конструктивным отличием автомобиля АА-70(7310)-220 является наличие порошковой установки, за счет чего уменьшена емкость цистерны для воды.

Порошковая установка состоит из сосуда для порошка, закреп­ленного к раме, баллонов со сжатым воздухом и порошковых комму­никаций. Сосуд для порошка представляет собой сварной цилиндр из листовой стали с эллиптическими днищами. В верхней части со­суда имеется люк для загрузки порошка, осмотра и ремонта внутрен­ней поверхности. В крышку люка вмонтирован штуцер для подсое­динения загрузочного рукава. В нижней части сосуда имеются люк для выгрузки остатков порошка и две пробки для слива конденса­та из-под аэроднища. Внутри сосуда установлены решетки, на кото­рые уложены полотна аэроднища, сифон для подачи порошка на ла­фетный ствол и трубы для подачи порошка на ручные стволы. Для предотвращения попадания при загрузке в сосуд порошка гранул, превышающих допустимый размер, в горловине верхнего люка уста­новлена сетка.

Коммуникации порошковой установки предназначены для пода­чи сжатого воздуха в сосуд и выдачи порошка под давлением через лафетный или ручные стволы. Коммуникации состоят из батареи баллонов со сжатым воздухом, коллектора высокого и низкого дав­лений, запорной, предохранительной и измерительной арматуры, трубопроводов различного сечения.

Пожарный аэродромный автомобиль АА-40(43105), мод. 189, предназначен для тушения пожаров на ВС, проведения аварийно-спасательных работ на месте авиационных происшествий, для ту­шения пожаров на объектах предприятий ГА. По эффективности он существенно превосходит пожарный автомобиль АЦ-40(370)-Ц1 А, эксплуатируемые на аэродромах гражданской авиации.

Пожарно-техническое оборудование автомобиля смон­тировано на шасси КамАЗ-43105 и включает: теплоизолированную цистерну для воды и бак для пенообразователя; насосный отсек с при­водом насоса от двигателя шасси через коробку отбора мощности; стационарный водопенный лафетный ствол; установку для тушения пожаров на самолетах, смонтированную на бампере шасси; кузов с пожарно-техническим вооружением; систему электрообогрева цистерны и насосного отсека; специальную площадку оператора для управления лафетным стволом вручную.

Включение насосной установки и подача огнетушащего соста­ва возможны на ходу автомобиля. Управление лафетным стволом и водопенными коммуникациями может осуществляться вручную и дистанционно из кабины расчета.

В настоящее время серийно выпускается еще несколько типов пожарной техники для тушения пожаров самолетов а аэропортах (приложение 5).