logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Пожар в перегонном тоннеле

Аварийные режимы разрабатываются для каждого из полуперегонов (участков тоннеля между станционной и перегонной шахтами) в зависимости от места нахождения людей по отношению к очагу пожара. При нахождении людей между очагом пожара и станцией и их эвакуации к станции перегон­ная шахта включается на вытяжку, При нахождении людей между очагом пожара и перегонной шахтой на вытяжку включается ближайшая к пожару стан­ционная шахта, а перегонная - на приток. Люди эвакуируются навстречу потоку воздуха, создаваемому в тоннеле. Вентиляционные шахты на смежных с аварийным участках включаются на приток. Прочие шахты могут работать в эксплуатационном режиме. В том случае, если люди находятся по обе стороны от очага пожара (например, при пожаре среднего вагона в поезде), следует ввести нулевой режим вентиляции. Для этого необходимо отклю­чить по две вентиляционных шахты с правой и левой стороны от аварийного полуперегона.

При удалении продуктов горения вниз по уклону в тоннеле с находящимся в нем горящим подвижным составом устойчивость нисходящего газовоздушного потока обеспечивается при превышении тепловой тяги пожара полным давлением, создаваемым на этом участке системой вентиляции. Выполнение этого условия для тоннелей с большими уклонами (0,020 - 0,040) вызывает необходимость включения в аварийном режиме допол­нительных вентиляционных шахт со стороны станции на приток, а с противоположной очагу пожара – на вытяжку. Это ведет к расширению зоны задымления и требует эвакуации людей. Наиболее эффективным мероприятием по повышению устойчивости воздушного потока в тон­неле следует считать перекрытие параллельного ему тоннеля стационарными затворами или переносными перемычками типа «Парашют».

Необходимо учитывать возможность прекращения работы вентиляционной установки в районе развившегося пожара в тоннеле, вследствие выхода из строя электрокабеля, питающего электродви­гатель вентиляционной установки. В этом случае устойчивость вентиляционного режима обеспечива­ется расположенными далее на трассе установками.