logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Тушение пожара в вагонах с лвж и гж

При возникновении пожара на станции да прибытия пожарной охраны МЧС и МПС необходимо проводить тушение имеющимися на месте огнетушащими веществами. После прибытия пожарных подразделений все действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижно­го состава осуществляются по указанию РТП или по согласова­нию с ним.

После прибытия к месту пожара подразделений ГПС MЧС России всеми работами по тушению пожара руководит РТП, как правило, старший оперативный начальник прибывших подразде­лений.

Ликвидация последствий сходов груженых четырех- и восьмиосных цистерн с опрокидыванием и возгоранием разлитых нефтепродуктов представляет особую сложность и опасность для организации и ведения восстановительных работ. Опасность в том, что при загорании нефтепродуктов огонь быстро распро­страняется по поверхности разлитых нефтепродуктов, происходит интенсивный нагрев находящихся в очаге пожара цистерн с гру­зом, в которых создается высокое давление от испаряющихся нефтепродуктов, что приводит к срыву крышек люков заливоч­ных горловин, выбросу нефтепродуктов, их воспламенению и взрыву цистерн. Поэтому все люди, участвующие в восстановительных работах, и технические средства должны находиться на безопасном расстоянии от зоны пожара.

Руководители работ должны внимательно следить за состоянием цистерн, подверженных нагреву. С целью предупреж­дения возможного взрыва, характерным признаком которого мо­жет служить интенсивный выход паров нефтепродуктов через неплотности между крышкой и заправочной горловиной, все цис­терны, находящиеся в зоне пожара, необходимо охлаждать водя­ными струями из ручных и лафетных стволов.

Работы по ликвидации последствий аварий (даже при сходе цистерны без пожара, за исключением одиночных сходов) необходимо производить под обязательным прикрытием пожар­ных подразделений с применением в необходимых случаях средств пожаротушения в целях профилактики возможного возгорания. В случае возгорания нефтепродуктов на поверхностях кот­лов, а также в траншеях, котлованах и на месте работ немедленно принимаются меры к локализации очага пожара средствами по­жаротушения.

При горении паров над горловиной цистерны без раз­лива жидкости необходимо:

- отцепить цистерну от негорящих вагонов;

- подать ее на специальную площадку для тушения под­вижного состава или отвести на безопасное расстояние в место, удобное для подъезда пожарной техники;

- принять меры по ликвидации пожара.

Поврежденные цистерны с вытекающими горючими жидко­стями перемещать не рекомендуется.

При наличии в зоне пожара неповрежденных цистерн с ЛВЖ и ГЖ в первую очередь необходимо принять меры по их защите путем охлаждения и вывода из зоны пожара.

При тушении пожаров цистерн с ЛВЖ и ГЖ в зоне горе­ния личный состав должен работать в теплоотражательных или теп­лозащитных костюмах под прикрытием распыленных струй воды.

Боевые позиции ствольщиков следует выбирать с учетом ве­роятности взрывов. Удобнее всего располагать их под прикрыти­ем вагонов на соседних путях.

Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо по всей поверхности, но особенно верхнюю часть с паро­воздушной средой и горловину с предохранительно-впускными клапанами.

Первоочередному охлаждению подлежат находящиеся в зоне теплового воздействия порожние цистерны с остатками ЛВЖ и ГЖ или частично заполненные, скорость прогрева которых выше, чем заполненных.

Для охлаждения цистерн с теневой защитой струи воды по­давать под лист теневой защиты.

Горение над горловиной ликвидируется с помощью воздушно-механической пены средней и низкой кратности, асбе­стового одеяла, брезента или кошмы, смоченных водой. После ликвидации горения во избежание повторного воспламенения паров жидкости вокруг горловины цистерны необходимо продол­жить ее охлаждение распыленными струями воды.

Разлившиеся из поврежденных железнодорожных цис­терн ЛВЖ и ГЖ необходимо тушить пеной средней кратности или распыленной водой. Одновременно следует ограничить рас­текание жидкости путем устройства обвалования или отвода в безопасное место, с последующей уборкой и детоксикацией загрязненного грунта.

При одновременном горении разлившейся на землю жидкости и цистерны в первую очередь необходимо ликвидиро­вать горение разлившейся жидкости, одновременно приняв меры к охлаждению цистерны, после чего ликвидировать горение цистерны.

При горении жидкости, вытекающей через нижний сливной прибор, трещину или пробоину в нижней части котла, помимо пенных стволов, подать водяной ствол с целью отсечения компактной струей горящей жидкости от сливного прибора или отверстия.

В случае необходимости отсечения горящей нерастворимой в воде жидкости от сливного прибора или отверстия, после тща­тельного охлаждения цистерны ввести в горловину цистерны ру­кав и подать через него воду, которая, спустившись на дно котла, начнет выходить из сливного прибора или отверстия. При этом необходимо следить за уровнем жидкости в цистерне, избегая ее перелива, для чего регулировать подачу воды. Прекращать подачу воды в цистерну можно после того, как будут приняты меры к ликвидации течи.

Перед перемещением, кантованием груженых цистерн, из которых не происходит разлив нефтепродуктов, необходимо надежно закрутить все винтовые крепления люков наливных гор­ловин и сливных приборов, а в процессе перемещения принимать возможные меры предосторожности, по возможности исключаю­щие опрокидывание. Как правило, при перемещении груженых цистерн необходимо использовать длинные тросы во избежание воспламенения жидкости от искр из выхлопных устройств тяго­вой техники.

С использованием восстановительной и другой техни­ки принять меры по ограничению растекания разлитых нефте­продуктов, особенно при возможности попадания их в русла ручьев, рек, другие водоемы и принять меры по концентрации их в естественных ландшафтных и искусственно создаваемых сбор­никах. Для этого бульдозерами восстановительного поезда необ­ходимо, если позволяют условия, организовать рытье направ­ляющих траншей для стока нефтепродуктов и котлованов для их накопления и локализации.