3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
Порядка 700000 пожаров на автомобилях возникают и протекают в различных условиях и различной обстановке: стоянка или хранение, движение и в результате ДТП, ремонт, испытания и т.д. Сохраняется устойчивая тенденция роста пожаров, вызванных поджогами и взрывами. Поэтому важно грамотно выполнять работы по техническому обслуживанию автомобиля и соблюдать правила пожарной безопасности.
Пожарная безопасность, являющаяся составляющей общей безопасности автомобиля, представляет собой состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей ОФП и обеспечивается защита материальных ценностей.
Обеспечение пожарной безопасности автомобиля осуществляется на основе нормативных документов, устанавливающих методы определения тепло- и огнестойкости элементов конструкций, показателей пожарной опасности материалов интерьера кабины и предусматривающих системы предотвращения пожара и противопожарной защиты из расчета нормативной вероятности возникновения пожара на один пожароопасный узел АТС в год.
Вероятность пожара автомобиля рассчитывают, исходя из нормативной вероятности возникновения пожара Pi<10-6 в год на один пожароопасный узел автомобиля. Количество пожароопасных узлов и элементов систем электрооборудования и питания, выхлопной и тормозной систем и т.п. составляет не менее 10…15. за минимальную вероятность пожара автомобиля принимается величина Pi<10-5.
Исходя из общего числа пожаров автомобилей и их количества, вероятность пожара составляет (1,1 – 1,2)10-3, более чем на порядок превышающие нормативные. Вероятность возникновения пожара автомобиля определяется на стадии проектирования, строительстве и эксплуатации на основе статистики о времени существования различных пожаровзрывоопасных событий, на основе показателей надежности элементов, позволяющих рассчитывать вероятность производственного оборудования, систем контроля и управления, а также других устройств, составляющих автоцистерны, которые провоцируют различные пожаровзрывоопасные ситуации.
Пожаровзрывоопасность автомобилей, например, автоцистерны для перевозки нефтепродуктов определяется пожаровзрывоопасностью его технологических аппаратов, установок.
Высокая пожарная опасность автомобилей вызвана рядом причин, в частности: эксплуатацией автомобилей, не соответствующих нормам пожарной безопасности, (ГОСТ Р 41.34-2001 и др.) и нерешенностью вопросов оборудования автомобилей противопожарными средствами защиты заводами – изготовителями; объединением в конструкциях автомобилей элементов и систем, экстремальные режимы эксплуатации которых могут вызвать загорание.
Нерешенность проблем квалифицированного обслуживания автомобилей, принадлежащих частным лицам, не исключает вероятности наступления пожара автомобилей от некачественного обслуживания или ремонта, от неумения владельцев пользоваться пожароопасными установками и инструментами. На автомобилях выделяют следующие виды пожаров: на местах стоянки и хранения автомобиля; во время движения автомобилей; пожары в результате ДТП; пожары при выполнении ремонтно-восстановительных работ автомобилей; при перевозки опасных грузов; пожары автобусов; поджоги и взрывы; неисправность автомобилей и дорог.
Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений. Пути сообщения – это автомобильные дороги. Сооружения – это автотранспортные предприятия, гаражи, станции технического обслуживания, ремонтные мастерские и авторемонтные заводы, грузовые и пассажирские станции, автовокзалы, автозаправочные станции (АЗС). Средства сообщения – это подвижной состав.
Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов. Грузовые автомобили классифицируют по назначению, проходимости, приспособленности к климатическим условиям, характеру использования.
По назначению грузовые автомобили разделяют на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки всех видов грузов, кроме жидкости (без тары). Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это самосвалы, автомобили-цистерны для цемента, молока, нефтепродуктов и т.п.
К специальному подвижному составу относятся автомастерские, автокраны, пожарные, милицейские, санитарные и др.
К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы. Легковые автомобили классифицируются по рабочему объему двигателя и не снаряженной массы, автобусы – по пассажировместимости, длине и другим признакам.
Классификация пожаров на АТС, автомобильных предприятиях и путях сообщения позволяет систематизировать их и анализировать типичные пожары, уточнять классификационные признаки автомобильного транспорта по типу подвижного состава, эксплуатации и техническому обслуживанию АТС, а также определить способы и приемы их тушения с использованием необходимых видов пожарной техники.
Общая и частные классификации АТС получены на основании классификационных признаков автомобильного транспорта и пожаров (рис.3.1.)
Классификация пожаров АТС и данные статистики наиболее информативны в их связи с системой «человек – пожар – среда – техника – объект защиты». Здесь «человек» - это и водитель, и пассажир, и прохожий, и пожарный, «пожар» - это и пожар разлитого топлива в салоне и на поверхности дороги, и «огненный шар» элемента АТС, разлитого топлива, и АТС – «объектом защиты».
Рис.3.1. Классификация пожаров АТС
Человек- это основной элемент большой системы («Ч- Т-ОФП-ОС-О3»). Он включает в себя непосредственно людей на месте инцидента, сотрудников специальных служб и ведомств, участвующих в ликвидации последствий возникшей аварии. Определяются безопасные зоны для людей по условию теплового излучения, взрывоопасные зоны паров нефтепродуктов, разлета осколков в результате взрыва автоцистерны. Определяются также параметры рабочего места пожарного. В частности, для пожарного определяются значения тепловых потоков на месте ствольщика, пожарного с аварийно-спасательным инструментом (АСИ).
Техника. В качестве техники выступают пожарные автомобили, пожарнотехническое вооружение и оборудование. К ней относятся также привлекаемая к ликвидации инцидента техника, например, автокраны, а также специальные АТС.
Опасные факторы пожара. Для оценки условий работы, сил и средств пожарных, спасательных и других специальных подразделений определяются последствия инцидентов с автоцистернами: пожар; пожар-взрыв; взрыв-пожар.
Окружающая среда. Оценивается влияние среды, метеорологических условий, в которых произошел инцидент, на людей, технику, развитие пожара, состояние дорог на месте происшествия, последствия воздействия первичных и вторичных факторов пожара на экологическую обстановку, например, загрязнение почвы или водоема в результате разлива нефтепродуктов.
Объект защиты. К нему относят и непосредственно АТС, в том числе автоцистерны, сооружения и здания вблизи места происшествия. В ряде случаев, например, при взрыве после пожара к объектам защиты относятся пожарный и другой спецтранспорт.
Учет элементов данной системы дает возможность более подробной оценки возникших ситуаций при перевозке ГЖ.
- Академия Государственной противопожарной службы
- Противопожарная защита и тушение пожаров на транспорте книга - 6
- Содержание
- Введение
- Термины и определения
- 1. Морские суда.
- 2. Метрополитен и железнодорожный транспорт.
- Условные сокращения
- 1. Примеры пожаров на транспорте
- 1.1. Классификация транспорта
- 1.2. Пожары на морских и речных судах
- Выводы по тушению пожаров на морских и речных судах
- 1.3. Пожары на железнодорожном транспорте
- Сливно-наливной эстакаде
- Выводы по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
- 1.4. Пожары на автомобильном транспорте
- 1.5. Примеры пожаров на воздушном транспорте
- Выводы по тушению пожаров в самолетах
- 2. Приповопожарная защита и тушение пожаров на
- Требования к техническому состоянию электрооборудования
- Требования к техническому состоянию дизеля и топливного бака
- Требования к путям и средствам эвакуации
- Требования режимного характера
- Требования к средствам обнаружения и тушения пожара
- Организационно-технические мероприятия
- 2.2. Состояние противопожарной защиты наземного транспорта
- 2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена
- 2.4. Особенности построения систем пожарной сигнализации транспортных средств
- 2.5. Метрополитен – объект повышенной пожарной опасности
- 2.6. Противопожарная защита поездов Московского метрополитена
- 2.7. Колплексная система охранно-пожарной безопасности Минского метрополитена
- 2.8. Системы обнаружения и тушения пожара с использованием порошковых модулей и самосрабатывающих огнетушителей.
- Система обнаружения и тушения пожара снегоуборочного поезда см-2м
- Модули порошкового пожаротушения
- Технологические карты по обслуживанию и ремонту средств пожаротушения, а также пожароопасных установок и узлов машин
- 2.9. Тактика тушения пожаров на рельсовом транспорте Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного транспорта
- Расход воды на наружное тушение одного пожара подвижного состава с тгм, находящегося в парке станции
- 2.10 Развитие пожаров на железнодорожном транспорте
- Расчет опасных факторов пожара при наличии вм Воздушная ударная волна
- Степень тяжести поражения человека
- Осколки, образующиеся при взрыве вm
- Размер опасной зоны по воздействию на человека осколков и ударной волны при взрыве, м
- Методика определения времени возникновения опасной зоны при пожаре на подвижном составе
- Время устойчивости вагона в зависимости от расстояния от очага пожара (горящего вагона с тгм, цистерны с лвж
- Безопасные расстояния при действии воздушной ударной волны, образованной взрывом открытого заряда, для различных уровней безопасности, м
- 2.11. Тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Тушение пожара на локомотивах и моторвагонном подвижном составе
- Тушения пожара в пассажирских вагонах
- Тушение пожара в рефрижераторных вагонах
- Тушение пожара в грузовых вагонах с твердыми горючими материалами
- Тушение пожара в вагонах с лвж и гж
- Тушение пожара при перевозке суг
- Тушение пожара при перевозке и хранении взрывчатых веществ и материалов
- Тушение пожара при перевозке радиоактивных веществ
- Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях
- 2.12. Тушение пожаров на метрополитене. Оперативно-тактическая характеристика объекта
- Развитие пожаров
- Локализация и ликвидация пожаров
- Особенности ведения боевых действий по тушению пожаров в подземных сооружениях метрополитена Организация эвакуации людей и проведение спасательных работ
- Тоннель
- Обозначения те же, что и на рис.2.5
- Обозначения те же, что и на рис.2.5.
- Станция
- Эскалатор
- Электроподстанция
- Боевое развертывание и подача огнетушащих веществ
- Тушение пожара в тоннеле
- Тушение пожара на станции
- Тушение пожара на эскалаторе
- Тушение пожара на электроподстанции и в помещениях с электроустановками
- Организация связи на пожаре
- Техника безопасности
- Дымоудаление при пожарах в подземных сооружениях метрополитена
- Пожар в перегонном тоннеле
- Пожар на станции
- Пожар в эскалаторном комплексе
- Пожар на электроподстанции
- Расчет сил и средств
- Интенсивность подачи огнетушащих веществ при тушении объектов метрополитена
- Нормативы боевого развертывания и выполнения других видов работ подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в подземных сооружениях метрополитенов
- 3. Противопожарная защита и тушение пожаров на автотранспорте. Противопожарная защита автотранспорта.
- 3.1. Классификация пожаров автотранспортных средств.
- 3.2. Пожарная опасность и причины пожаров автомобилей
- Причина пожаров грузового автомобиля
- 3.3. Противопожарная защита автоцистерн
- Активные средства защиты
- Пассивные средства защиты
- Параметры вспучивающихся теплозащитных покрытий
- 3.4. Огнетушители для автомобильного транспорта
- Основные характеристики «Допинга-2»
- Порошковые устройства «вулкан»
- 3.5. Автоматическая система сигнализации и пожаротушения для автотранспортных средств
- 3.6. Противопожарная защита большегрузных автомобилей
- 3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
- Теплофизические и пожароопасные свойства нефтепродуктов
- Свойства горючих жидкостей.
- 3.8. Организация и тушения пожаров автоцистерн с лвж, гж и суг
- Действия водителя в пожароопасной ситуации
- 4. Противопожарная защита и тушение пожаров на воздушном транспорте. Противопожарная защита воздушного транспорта
- 4.1 Требования к противопожарной защите аэродромов
- 4.2. Материалы, применяемые в конструкции вс и их пожарная опасность
- 4.3. Пожарная опасность силовой установки систем
- Шасси самолета
- Технологические системы вс
- 4.4. Пожарные аэродромные автомобили
- 4.5. Развитие пожаров на воздушных судах
- 4.6. Тушение пожаров на воздушном транспорте
- Тушение пожаров шасси
- Тушение пожаров силовых установок
- Тушение пожаров внутри пассажирских салонов
- Тушение пожаров разлитого авиатоплива на месте авиационного Происшествия
- 4.7. Тушение пожаров на вс в особых условиях
- Обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки вс
- Эвакуация людей из воздушного судна
- Техника безопасности при эвакуации людей
- Оказание первой медицинской помощи
- 4.8. Составление оперативных планов тушения пожаров на вс
- Оперативный план По тушению пожаров и проведению аварийно-спасателных работ на воздушных судах в аэропорту.
- Пожарная охрана аэропорта
- Расчет сил и средств для тушения пожаров на вс
- Ожидаемая аварийная посадка вс
- Рекомендации по организации тушения пожаров на вс в случае внезапного авиационного происшествия
- Меры техники безопасности
- 5. Противопожарная защита и тушение пожаров на морских и речных судах. Противопожарная защита судов
- 5.1. Конструктивная противопожарная защита судов
- 5.2. Противопожарное оборудование и системы тушения пожаров на судах
- Системы пожарной сигнализации
- 5.3. Тушение пожаров на морских судах. Действия команды судна по тушению пожаров
- Интенсивность подачи воды при тушение пожаров на морских судах
- Скорость распространения пламени
- Тактика тушения пожарными командами судов
- 5.4. Тушение пожаров на судах береговыми пожарными подразделениями
- 5.5 Тушение горящего на воде жидкого топлива
- Параметры растекания и горения жидкостей на морской воде.
- Заключение
- Литература
- Подклассы опасных грузов 1 класса
- Классификация опасных грузов. Пример аварийной карточки. Знаки опасности
- Пример аварийной карточки
- Основные свойства и виды опасности
- Средства индивидуальной защиты
- Необходимые действия
- Нейтрализация
- Меры первой помощи
- Окраска котла железнодорожных цистерн
- Краткая техническая характеристика локомотивов
- Краткая техническая характеристика вагонов
- Характеристика локомотивов и подвижного состава
- Технические характеристика железнодорожных цистерн
- Параметры боевого развертывания и нормативы требуемого количества личного состава пожарных подразделений
- Ориентировочные нормативы необходимого количества личного состава для выполнения работ на пожаре
- Параметры боевого развертывания при тушении пожаров в тоннельных сооружениях
- Аэродромные пожарные автомобили
- Аэродромные пожарные автомобили
- Карты работы и перечни материалов для выполнения технического обслуживания средств пожаротушения
- Внешний осмотр модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Замена модуля газового пожаротушения мпг-150-80-04
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-8» (модификации мпп(р)-8св, мпп(р)-8н)
- Внешний осмотр модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Замена модуля порошкового пожаротушения «Буран-2,5» (мпп(р)-2,5)
- Внешний осмотр огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Замена огнетушителя самосрабатывающего порошкового осп-1
- Внешний осмотр переносных огнетушителей
- Замена переносных огнетушителей
- Проверить наличие модулей, самосрабатывающих и переносных огнетушителей
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения для
- Сводный перечень расходных материалов для ршп-48, оборудованного системой газового пожаротушения
- Сводный перечень инструментов и средств пожаротушения
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения
- Сводный перечень расходных материалов
- Оборудованных системой порошкового пожаротушения