logo search
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

2.3. Требования к противопожарной защите метрополитена

Сегодня техническая оснащен­ность железных дорог очень возросла и повысилось число факторов, угрожающих жиз­ни пассажиров, сохранности грузов и подвижного состава железнодорожного транспорта. Поэтому все более актуальными становятся средства раннего об­наружения возгорания.

Специфика пожарной защиты подвижного состава:

- вибрации, поэтому аппа­ратура должна быть к ним устой­чива;

- диапазон рабочих темпе­ратур (к примеру, летом темпе­ратура крыши вагона гораздо выше температуры окружающе­го воздуха);

- скоростные потоки воздуха

- запыленность;

- повышенные требования к надежности и автономности системы (в пути следования поездам, особенно за пределами населенных пунктов, на органи­зованную помощь в ликвидации пожара рассчитывать не прихо­дится).

В поездах дальнего следования пожарную защиту вагонов обеспечи­вает остановка пожарной сигнализации УПС-1. Она предназначена для автоматического обнаружения признаков загорания в вагонах, сигнализации о пожаре и месте его возникновения, автоматического включения уста­новок пожаротушения и переда­чи информации о загорании на пульт централизованного кон­троля общепоездной системы сигнализации.

Применение новейшей ком­плектации в электронных платах УПС-1 полностью исключает ложные срабатывания при эк­сплуатации. Адресный сигнал о возгорании, коротком замыка­нии или обрыве шлейфа переда­ется на контрольный пульт про­водника. Система построена на комбинированных (дым + тепло) пожарных извещателях обладающих рядом преи­муществ для объектов этого ти­па:

- диапазон рабочих темпе­ратур от -30 до +70°С;

- схемотехнические реше­ния и эффективная экранировка печатной платы и фотодиода обеспечивают повышенную устойчивость к электромагнит­ным помехам и электростатике;

- двухкомпонентное литье дымовой камеры (жесткий пластик + эластичная прокладка), выполненное по оригинальной, неосвоенной еще в России тех­нологии, надежно герметизиру­ет печатную плату, защищая ее от коррозии и пыли;

- базовые основания имеют защитную функцию от несанкционированного извлечения и обеспечивают надежное крепление извещателя в условии постоянней транспорте тря­ски;

- использован ударопроч­ный и неподдерживающий горение пластик;

- сейсмоустойчивость до 8-ми баллов;

- удобные аксессуары для дистанционного обслуживания извещателей: бесконтактный лазерный тестер и съемник, которые позволяют их монтировать и обслуживать в труднодоступных местах.

Средства пожарной защиты метрополитена можно условко разделить на три группы:

- устройства автоматичего пожаротушения подвижного состава (сегодня все вагоны метро оборудованы системой "Игла-5М.КТ);

- устройства автоматической пожарной сигнализации и управления дымоудалением служебных помещениях станций;

- устройства автоматичекого пожаротушения в местах отстоя подвижного состава (в электродепо и тоннелях станций кабельных коллекторах).

Вторая и третья группы средств пожарной защиты серьезно отличаются от первой по причине специфики и площади защищаемых зон. Служебные помещения станции – это многоуровневое хозяйство на площади до 100000 м2.

м. «Боровицкая» - 9 уровней, которые защищают 2000 пожарных извещателей.

- уровень кассового зала, кассы, комнаты милиции, серверная, вентиляционные, тепловые узлы и пр.);

- уровень машинного зала эскалаторов (машинные залы, проходы под наклоном, вытяжная камера, кабельный коллектор под наклоном, кладовые мастерские, раздевалки и д.р.)

- уровень СТП тяговая подстанция: помещения высотой 7 метров с постоянно включенным электрооборудованием, преобразующим напряжения питания контактного рельса;

- уровень релейных СЦБ, в которых находится оборудование автоматического управления движением поездов;

- уровень кроссовых связем в метро применяется до 17 узлов связи;

- уровень кабельного коллектора под платфомой.

Оборудование в этих помещениях работает круглосуточно в сложных условиях: серьезные электомагнитные помехи, запылённость, воздушные потоки. При этом аппаратура должна быть не только устойчива к этим факторам, но и супернадёжна без ложных срабатываний, а ее техническое обслуживание - удобным, редким и не продолжительным, т.к. оно осуществляется по графику в ночное время. К примеру, на ТО тяговых подстанций приходится максимум 2 часа 1 раз в месяц.

Все уровни служебных помещений станций метро, вве­денных в эксплуатацию в последние годы оснащены системами пожарной сигнализации на базе извещателей серии ЕСО 1000 и на базе серии адресных извещателей ЛЕОНАРДО.

Эти извещатели безотказ­но работают в сложнейших условиях эксплуатации: токопроводящая медно-графитовая пыль; мощнейшие электромагнитные поля; периодические воздушные потоки свыше 5 м/сек, а в ряде помещений новой линии метро еще и повышенное образование конденсата.

Разборная конструкция извещателя облегчает очистку ды­мовой камеры. В адресной серии Леонардо очень удобен мон­таж, особенно при оборудова­нии зон «коридорной» структу­ры большой протяженности ответвление шлейфа без ограничений. Для выдачи сигнала на плат­форму использованы светозву­ковые оповещатели обеспечивающие высокую мощ­ность звукового сигнала при низком токопотреблении: пита­ние 24В позволяет сохранять сигнал даже при пропадании пи­тания по I и II фидеру и перехо­де на питание от аккумуляторов. Учитывая положительный опыт эксплуатации извещате­лей «Систем Сенсор» в столь сложных условиях было принято ре­шение о дальнейшем их приме­нении на вновь вводимых и ремонтируемых станциях метро, а также на подве­домственных административ­ных объектах.